Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"
Цель урока. Показать сущность обмена веществ у растений.
Задачи.
Образовательная: дать представление о процессе обмена веществ и энергии у растений, знать способы получения и превращение энергии, сравнивать процессы газообмена при дыхании с процессом при питании.
Развивающие: развитие логического мышления, умений сравнивать и обсуждать проблему, навыков работы с учебником, другими источниками информации, демонстрационным материалом.
Воспитательные: развитие навыков и умений необходимых для групповой работы, познавательного интереса к предмету.
Оборудование: комнатное растение, электрическая лампа, стаканы с водой, спиртом, известковой водой, настойка йода, чашки Петри, штатив, пипетка, пинцет, ножницы, скрепки, фотографическая бумага, колба, стеклянный колпак, вазелин, спиртовка. Таблица “Клеточное растение листа”, набор карточек для самостоятельной работы, колосья пшеницы, мешочки с мукой, зерном, результат опыта по фотосинтезу.
Основные понятия и термины: обмен веществ, превращение энергии, фотосинтез, дыхание, энергия, вода, кислород, углекислый газ, органические и неорганические вещества, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, свет, устьица, корневые волоски, минеральные соли, орган, вещества. Личная значимость изучаемого для школьника. Живой организм – открытая система.
Методы обучения. Частично поисковый, проблемный.
Форма организации учебной деятельности. Комбинированный урок.
Приемы решения познавательной задачи. Эвристическая беседа с опорой на таблицу “Клеточное строение листа”, демонстрация опыта, составление схемы, таблицы, самостоятельная работа, самоконтроль, групповая работа, работа в паре, использование личного опыта, наблюдения, решение логических задач, задания творческого хаpaктера, постановка проблемы, работа со смысловым диктантом, понятийным аппаратом.
На классной доске записан текст смыслового диктанта: “Все эти превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии называются обменом веществ”. Слова “образованием”, “распадом”, “выделением” пропущены. Записана учебная проблема: “Что называется обменом веществ и способы получения и превращения энергии у растений”. Помещены красочные рисунки, имеющие вид листьев клена, березы. На рисунках изображено строение устьиц, хлоропластов. Начерчена таблица “Сравнительная хаpaктеристика питания и дыхания у растений”, схема “Питание растений”.
План урока.
Учитель. В живых клетках постоянно происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Живые системы пропускают через себя потоки вещества и энергии, сохраняя постоянство внутренней среды, поэтому организмы называют открытыми системами. Прекращение обмена веществ свидетельствует о прекращении жизни.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.Учитель. Под обменом веществ и энергии в живой материи понимают последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потерю веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития и самовоспроизведения организмов. Обмен веществ способствует и помогает растениям и животным приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Побуждающий к теме вопрос.- Назовите признаки живого организма.
- Отметьте те признаки, которые изучили.
- Выскажите свои суждения о признаках живого наиболее важных для организма.
Учитель. Обмен веществ и энергии одно из важных свойств живого организма. Чтобы жить, организму необходимо получать из окружающей среды простые и сложные вещества: углекислый газ, кислород, воду, минеральные вещества, белки, жиры, углеводы.
Информация с мотивирующим примером.Послушайте и выскажите свое мнение.
Учитель. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?
Учащиеся делают вывод, что опаснее для птиц голод; они делятся наблюдениями, личным опытом подкармливания птиц, изготовление кормушек.
Решить биологическую задачу.Учитель. Рассмотрите колосья пшеницы. Известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает, примерно, десять колосьев. В каждом колосе созревает около шестидесяти зерен. Сколько даст зерен в будущем одна зерновка?
Задание к рассуждению.- Какие вещества использовал зародыш пшеницы для прорастания?
- Где запасаются органические питательные вещества в семени однодольных и двудольных растений?
- Какими исследованиями определяли химические свойства белков, жиров, углеводов?
- Назовите процесс образования органических веществ в растениях.
- Перечислите условия, необходимые для осуществления фотосинтеза.
- Продемонстрируйте опыт, доказывающий, что для процесса фотосинтеза необходим солнечный свет.
- Проанализируйте результаты опыта, покажите на карточках стрелками условия фотосинтеза и конечный продукт.
- По опopной схеме расскажите о питании растений. Схема № 1.
Учитель. Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут.
Обсудите в группах и решите три задачи:
- Объясните причину взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян подсолнечника.
- Почему дыхательные корни образуются у растений заболоченных мест?
- Сообщение ученика об опыте Пристли. Почему мышь, помещенная под стеклянный колпак вместе с растением, не погибла?
Выскажите свое мнение, что происходит в процессе дыхания с энергией, которая накапливается при фотосинтезе?
Задания для индивидуальной работы.На карточке укажите стрелками поступление и выделение веществ, при процессе дыхания.
Индивидуальная работа с цветными иллюстрированными карточками.Задания. Указать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса обмена веществ у растений. Два ученика, из имеющихся названий, с помощью магнитов прикрепляют вещества на зеленый и красный фоны листа.
Самоконтроль, самооценка.- Сравнить самостоятельную работу.
- Оценить свою работу отметкой.
Учащиеся в личных карточках ручкой отмечают правильность выполненного задания с образцом на доске. Учитель при оценивании работы выставляет в журнале две оценки дробью. В числителе ставится оценка, выставленная учащимися при самоконтроле, в знаменателе будет стоять оценка учителя при проверке задания.
Закрепление и обобщение знаний.Организация работы с текстом, записанным на
доске.
Задание. Определите по проблемным ситуациям процессы, используя сигнальные карточки: зеленый цвет карточки – фотосинтез, красный – дыхание.
Вопросы для контроля знаний по теме “Обмен веществ в растениях”.- Поглощение углекислого газа, выделение кислорода, образование органических веществ.
- Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
- Процесс осуществляется клетками мякоти листа с хлорофилловыми зернами.
- Процесс осуществляется через устьица.
- Процесс протекает в течение суток.
- Процесс идет на свету.
- Органические вещества образуются.
- Органические вещества расходуются.
Отслеживание планируемого результата об обмене веществ и превращение энергии у растений проходило по индивидуальным и сигнальным карточкам, заполнению таблицы, ответам на проблемные вопросы, решению биологических задач, знаниям демонстративного оборудования. Оцениваются и поощряются выводы, сделанные учащимися, суждения, высказывания, умение работать в паре, группе.
Домашнее задание.- Изучить текст раздела 14, с. 86.
- Проблемный текст. Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд.
- Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?
- Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин.
- Да, но что приводит в действие машину?
- О весьма возможно, что один из ваших машинистов?
Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину?
Литература
- Каменский А.А., Соколов Н.А., Биология. Ответы на вопросы. Москва, Экзамен, 1999 г.
- Овчаров Е.К. Тайны зеленого растения, Москва, Наука 1989 г.
- Овчинников Н.Н., Шиханова Н.М. Зеленый щит нашей планеты. Москва, Просвещение, 1980 г.
- Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. Методическое пособие. Москва, Дрофа, 2002 г.
Комментарии:
Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
09 12 2024 9:50:30
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
08 12 2024 16:15:39
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
07 12 2024 11:43:15
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
06 12 2024 7:31:33
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
05 12 2024 3:45:54
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
04 12 2024 19:55:18
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...
03 12 2024 18:34:47
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
02 12 2024 17:31:15
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
01 12 2024 8:11:39
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
30 11 2024 22:38:28
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
29 11 2024 3:17:42
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
28 11 2024 0:47:22
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
27 11 2024 12:53:49
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...
26 11 2024 23:34:55
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...
25 11 2024 16:45:46
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
24 11 2024 21:59:10
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
23 11 2024 3:59:27
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...
22 11 2024 18:20:31
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
21 11 2024 13:48:37
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
20 11 2024 7:56:38
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
19 11 2024 12:41:35
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
18 11 2024 14:56:50
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
17 11 2024 12:44:14
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
16 11 2024 9:12:39
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
15 11 2024 6:32:29
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
14 11 2024 11:35:18
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
13 11 2024 10:43:14
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
12 11 2024 0:44:28
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
11 11 2024 6:41:20
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
10 11 2024 16:44:20
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
09 11 2024 4:30:52
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
08 11 2024 14:46:17
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
07 11 2024 18:26:13
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...
06 11 2024 13:17:39
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
05 11 2024 18:29:31
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
04 11 2024 7:25:22
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
03 11 2024 0:10:30
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....
02 11 2024 9:19:39
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...
01 11 2024 0:10:39
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
31 10 2024 8:48:16
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
30 10 2024 9:15:27
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...
29 10 2024 23:11:47
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
28 10 2024 18:29:47
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
27 10 2024 14:29:40
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
26 10 2024 0:13:41
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
25 10 2024 14:28:41
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
24 10 2024 21:48:43
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
23 10 2024 19:16:43
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
22 10 2024 19:42:46
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...
21 10 2024 16:15:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::