Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. В связи с этим по-прежнему актуален вопрос о том, как лучше и справедливее определить это качество. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой - на выявление творческих способностей и эмоционально - ценностного отношения к изучаемым процессам.

Следует отметить, что проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах многих ученых - В.П. Беспалько, В.Г. Королева, В.П. Симонова и др. Наиболее известна следующая классификация уровней обученности:

  • первый уровень - репродуктивный, предполагает знание основных определений, понятий, законов, правил, формул, дат и т.д.;
  • второй уровень - алгоритмический, предусматривает применение понятий, законов, правил, формул, алгоритмов при выполнении стандартных заданий;
  • третий уровень - эвристический, подразумевает использование знаний из различных областей, тем, применение нескольких алгоритмов, поиск решений;
  • четвертый уровень - творческий, требует от студентов умения конструировать новые, не известные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации.

Каждый уровень требует своей системы контролирующих инструментов, однако, определяя содержание и методы контроля, необходимо выделять те ведущие понятия темы или курса в целом, которые должны быть усвоены всеми обучающимися без исключения. При таком подходе в список контрольных вопросов следует включать задания, требующие участия разных анализаторов, разных типов памяти, разного времени выполнения (Т.С. Сухова, 2001).

Благодаря сочетанию разнообразных способов контроля обеспечивается не только проверка теоретических положений, но и активизация процесса обучения, побуждающая студента к самостоятельному мышлению, анализу, сопоставлениям и обобщениям. Как справедливо отмечает П.И. Пидкасистый (1999), \"познавательная самостоятельность учащихся имеет четкую целевую направленность, и именно эта целевая установка определяет выбор наиболее целесообразных методов работы, обеспечивающих прилежание к выполнению задачи\". В связи с этим, следует выделить составные элементы качества знаний:

  • полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;
  • осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;
  • действенность знаний, умение применять знания на пpaктике [2].

Как отмечает О.Н. Иващенко (2004), одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы. Дидактическая система контроля знаний может быть полезной преподавателю, работающему по любому учебному пособию и по любой программе. Она выполняет следующие обучающие функции:

  • дает полную информацию об уровне знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации;
  • помогает получить данные о готовности студентов к дальнейшему обучению;
  • помогает нацелить студентов на развитие памяти, мышлении, речи;
  • важно для понимания общих подходов к процессу обучения;
  • нацеливает преподавателя на поиск эффективных методов обучения.

Чтобы контроль знаний действительно стал системой, необходимо обеспечить осуществление на пpaктике всех его составных компонентов. В частности:

  • входной контроль - для установления уровня подготовленности студентов по данному предмету;
  • текущий контроль - для проверки знаний на каждом занятии;
  • тематический контроль - проводится по окончании изучения той или иной темы;
  • рубежный контроль - в конце семестра;
  • итоговый контроль - это зачет и/или экзамен.
  • контроль остаточных знаний - проводится сначала через семестр после окончания изучения предмета, а затем у выпускников. Он позволяет объективно оценить результаты работы преподавателя, эффективность используемых им дидактических систем и методов обучения и контроля [1].

Многообразие применяемых для реализации системы форм опроса помогает развить большую гибкость в воспроизведении материала, что способствует развитию различных способностей студентов. При этом решающими факторами, обеспечивающими выработку привычки мыслить, обобщать, думать, служат контрольные работы, опросы, различные диктанты, опыты, упражнения, задачи.

В частности, для измерения результативности процесса обучения могут применяться следующие варианты работ:

  • задания по выбору: могут применяться в конце изучения определенной темы в виде рейтинговой работы, когда каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Студент сам выбирает задания из предложенных преподавателем и набирает баллы на желаемую оценку.
  • пpaктические (лабораторные) работы: развивают пpaктическое мышление, требовательность к результатам своей деятельности.
  • работа с таблицей: может служить опopной структурой на лекции или заполняться в течение нескольких семинарских занятий, а затем предложена студентам для взаимопроверки с последующей проверкой преподавателем.
  • регламентированная дискуссия: члeны каждой группы готовят сообщение по определенной теме, подбирают наглядный материал, литературу, организуют выступления, отвечают на вопросы однокурсников. Такая форма деятельности развивает умение сотрудничать в группе, выступать публично, способствует развитию толерантности (принимать другую точку зрения и тактично отвечать на вопросы).
  • словарный диктант: студентам необходимо дать определения указанным в списке терминам и расшифровать их. Например: кариолемма - оболочка ядра клетки (греч. karyon -ядро и lemma - кожица) ; витамины - биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма (лат. vita - жизнь + амины). Работа над каждым термином помогает проверить правильность понимания студентами сущности понятий и предупредить искажения на начальных стадиях их формирования, что особенно важно при изучении специальных, \"профессиональных\" терминов.
  • психометрия: позволяет не только определить уровень знаний, но и стимулирует развитие мышления, внимания, памяти и воображения студентов. Основными целями применения психометрии являются: развитие словесного мышления: включает такие приемы, как объяснение фактов и смысла прочитанного отрывка, определение значения слов и выражений, поиск аналогий и другие упражнения; развитие количественного мышления: обычно используется для решения различных задач на вычисление.

Пример количественной задачи: Какую массу имеют органы и ткани вашего организма, если известно, что средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека (в % к массе всего тела) составляет:

Скелет 44 Желудочно-кишечный тpaкт 2,1
Кожа (все слои) 18 Легкие 1,5
Головной мозг 2,2 Кровь 7,0
Сердце 0,5 Печень 2,8
  • программированный опрос: используется при сравнении процессов или свойств нескольких групп организмов и при закреплении изученного материала. Здесь возможна само- и взаимопроверка работ студентами.
  • тест: это измерительное средство, предназначенное для оценки результатов работы обучаемого, определяемых сформированным у него уровнем учебной подготовки. Хорошо составленные тесты достаточно объективны при оценке знаний и подготавливают обучающихся к итоговой аттестации.

С тестами в той или иной степени приходится иметь дело всем участникам образовательного процесса. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные пробы или проективные испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым участником целей обучения. Для диагностики успешности обучения разpaбатываются разные тесты - учебных достижений, успешности, дидактические тесты. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными и т.д.

Стандартизированные тесты позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени проверить объем усвоенного материала и выявить уровень усвоения студентами основных структурных единиц содержания образования.

Тесты достижений предназначены для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам. Как правило, они рассчитаны на групповую работу в аудитории колледжа, вуза и могут заменять опросно-экзаменационную систему.

Ориентированные тесты - это тесты, направленные на изучение степени сформированности отдельных навыков и умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин (в частности, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями, словарями).

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

По выявляемому уровню обученности тестовые задания делят, как правило, на три типа:

  • тесты первого уровня - самые легкие и простые вопросы - позволяют установить наличие знаний - знакомств. На выполнение таких заданий студенту требуется немного времени; каждый правильный ответ обычно оценивается в один балл.
  • тесты второго уровня дают возможность определить наличие знаний - копий (например, завершить фразу, дать формулу расчета и т.д.). Эти задания более сложные, поэтому требуют больше времени для выполнения и оцениваются чаще всего в два балла.
  • тесты третьего уровня призваны проверить наличие знаний - умений и навыков (решить задачу, написать эссе). В этих тестах нет вариантов ответов. Для их выполнения требуется много времени, испытуемые проявляют творческие способности.

В среднем тесты могут продолжаться от 5- 10 до 60 мин., при этом на выполнение одного задания закрытого типа должно уходит не более 3-4, на задания открытого типа - не более 10 минут. На каждом занятии очень удобны \"тесты - пятиминутки\": они могут содержать десять - пятнадцать заданий, из которых только пять верные. При совпадении ответа студента с эталоном выставляется \"5\", при правильном выполнении четырех заданий из пяти - \"4\", трех -\"3\" и т.д.

Однако независимо от типа, любой тест состоит из пяти частей:

  • инструкция (руководство по работе с тестом) ;
  • бланк с текстом заданий или вопросов;
  • варианты ответа (их нет в тестах открытого типа) ;
  • лист ответов (матрица) ;
  • правильный ответ (шаблон для обработки данных).

При составлении контролирующих материалов с использованием тестовых заданий следует помнить, что тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, их качественный анализ и интерпретацию полученной информации. В связи с этим любой тест обязательно должен пройти эмпирическую проверку и иметь определенные и устойчивые значения параметров, хаpaктеризующих его качество. Также необходимо соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:

  • каждому заданию обязательно присваивается порядковый номер, установленный согласно выбранной стратегии тестирования;
  • контролируемые элементы разных учебных тем (понятия, действия) должны быть представлены в содержании заданий в равной степени;
  • вопросы теста необходимо формулировать четко, кратко и недвусмысленно, чтобы исключить фактор непонимания задания;
  • задачи для тестов следует подбирать информативные, позволяющие отpaбатывать одно или несколько понятий, формул, определений, поэтому они не должны быть слишком громоздкими или слишком простыми;
  • не рекомендуется включать в тест второстепенные термины, незначительные детали, точные формулировки или фрагменты из учебника;
  • вариантов ответов на тест желательно делать не менее четырех - пяти, при этом в качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки;
  • варианты ответов подбирать таким образом, чтобы не было возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответ.

На наш взгляд оценка итоговых тестовых работ должна иметь достаточно жесткую шкалу:

  • \"5\" ставится при правильном выполнении 94% заданий и более от максимально возможных;
  • \"4.5\" - при результате в 84-93%;
  • \"4\" - 74-83%;
  • \"3.5\" - 64-73%;
  • \"3\" - 51-63%;
  • \"2\" - 50% или менее.

Использование многобалльной шкалы оценивания достижений значительно раздвигает рамки существующей трехбалльной системы (3,4,5), позволяет оценить результаты обучения более достоверно. Определение минимума, необходимого для получения удовлетворительной оценки, и гибкие требования к верхнему пределу стимулируют познавательную деятельность как менее, так и более подготовленных студентов.

К студентам также предъявляются определенные требования при выполнении тестовых заданий.

Памятка для студентов по решению тестов:

  • уберите со стола все тетради и учебники;
  • не советуйтесь с соседями;
  • не делайте никаких пометок на листах с заданиями - все ответы пишите только в специальных бланках;
  • на бланке ответов обязательно укажите Ф.И.О., курс, группу, предмет и дату выполнения задания;
  • внимательно прочитайте вопрос и только после этого приступайте к выбору ответа;
  • на каждый вопрос дайте один (или иначе), наиболее полный и верный ответ.

Таким образом, анализируя область применения тестов и подходы к оценке знаний студентов и школьников с помощью данной методики, не следует забывать, что наряду с положительными сторонами тестирования, есть и отрицательные.

Положительные стороны тестирования Отрицательные стороны тестирования
быстрый опрос с широким охватом учащихся;

высвобождение времени для решения других вопросов и задач;

развитие внимания и остроты восприятия;

требует системы в усвоении материала;

заставляет систематически готовиться к занятиям, прослеживать связь различных тем, приучает к четкости, краткости;

за небольшое время можно быстро проверить большой объем знаний;

возможность коррекции отдельных вопросов темы;

своевременное реагирование на ошибки отдельных учащихся;

многовариантность, исключающая возможность списывания;

легко анализировать ошибки и осуществлять разноуровневый подход;

возможность выбора ответа и разных его вариантов.

возможность ответов наугад;

нечеткие формулировки вопросов или некорректные их постановки;

невозможность проверить глубину знаний;

ограничение развития речи, а иногда и логического мышления;

различный уровень подготовки учащихся (вследствие этого и абитуриентов, и студентов) в городских и сельских школах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • выбор методов учета качества знаний - достаточно сложная и кропотливая работа;
  • основная ее цель - диагностика (выявление) уровня усвоения темы и пробелов в знаниях, получение информации для коррекции работы преподавателя (учителя) ;
  • в оценке знаний следует учитывать не только письменные проверочные задания, но и результаты опытов, наблюдений, лабораторных работ, иначе будет потеряно их воспитательное и образовательное значение;
  • чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется;
  • чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля;
  • не только при обучении, но и при контроле знаний важно предоставить студентам возможность выбора пути решения учебной задачи;
  • положительная оценка нацеливает студентов на успешную дальнейшую учебу, справедливая критика вызывает желание подтянуться;
  • при организации и планировании проверки знаний нельзя забывать о возрастных особенностях детей, на разных этапах применяя различные формы работы, т.к. разнообразие методических приемов дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Библиографический список.

  1. Иващенко О.Н. Дидактическая система контроля знаний [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей. 2004. URL: http://www.1september.ru/
  2. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения [Текст] // П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С.11.



Комментарии:

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

08 12 2025 2:53:54

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

07 12 2025 10:52:31

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

06 12 2025 13:30:54

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

05 12 2025 16:58:55

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

04 12 2025 18:30:52

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

03 12 2025 14:53:21

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

02 12 2025 11:47:18

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

01 12 2025 10:12:26

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

30 11 2025 4:55:24

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

29 11 2025 23:13:27

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

28 11 2025 19:53:56

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

27 11 2025 14:21:13

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

26 11 2025 1:50:46

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

25 11 2025 1:47:48

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

24 11 2025 11:15:10

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

23 11 2025 12:51:59

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

22 11 2025 4:37:37

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

21 11 2025 7:42:53

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

20 11 2025 6:19:10

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

19 11 2025 13:14:24

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

18 11 2025 0:43:34

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

17 11 2025 5:51:24

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

16 11 2025 9:50:26

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

15 11 2025 19:56:42

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

14 11 2025 16:54:44

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

13 11 2025 23:26:35

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"


    Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

      В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

12 11 2025 6:19:22

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

11 11 2025 5:40:29

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

10 11 2025 11:15:40

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

09 11 2025 10:32:37

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

08 11 2025 20:16:27

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

07 11 2025 21:37:45

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

06 11 2025 5:44:30

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

05 11 2025 4:33:58

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

04 11 2025 0:16:48

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

03 11 2025 14:45:15

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

02 11 2025 5:31:34

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

01 11 2025 13:37:28

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

31 10 2025 14:27:25

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

30 10 2025 0:15:45

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

29 10 2025 2:49:38

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

28 10 2025 23:21:50

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

27 10 2025 1:25:20

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

26 10 2025 12:16:51

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

25 10 2025 14:52:56

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

24 10 2025 14:55:17

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

23 10 2025 17:27:46

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

22 10 2025 2:15:42

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

21 10 2025 1:41:48

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

20 10 2025 14:47:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::