Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.

Личностная значимость изучаемого материала:

1) за расшифровкой генома человека - определением последовательности 3,5 миллиарда нуклеотидов в молекуле человеческой ДНК – последует второй этап: расшифровка структуры и функции 80 000 генов человека. Это обещает революцию в медицине, поскольку на основе этой информации можно будет разработать эффективные методы лечения пpaктически всех болезней.

2) по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений, животных)

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; определить черты сходства и различия.
  • Развивающие: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работать в комaнде, приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации, умение увидеть проблему и наметить пути её решения с поддержкой ИКТ.
  • Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.

Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР по общей биологии.

Методы работы: проблемное изложение нового материала.

Формы работы: групповая, общеклассная, индивидуальная

Ход урока

I. Актуализация знаний.

При ознакомлении с материалом урока, учитель демонстрирует слайды, (используя мультимедийный проектор) , которые помогут раскрыть содержание темы, позволят дать иллюстрации понятий.

Терминологическая разминка. (Проверка уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками по теме “Химический состав клетки”)

А) Класс делится на две группы, каждая группа занимает места возле компьютеров. (Word) Дана таблица, в которой указаны начальные буквы терминов из сборника понятий. Ученики соревнуются по группам.

1) Заполнить все понятия при условии, чтобы они не повторялись. Выигрывает та группа, которая справилась быстрее и не допустила орфографических ошибок.

2) Раскрыть содержание понятий.

3) Установить логическую связь между понятиями.

4) Составить связный рассказ, используя записанные термины.

Б

У

Г

Д

А

Г

Л

Б

А

Ф

Д

М

Биополимеры

Углеводы

Глюкоза

Денатурация

Аминокислота

Гликоген

Липиды

Белки

Антитела

Ферменты

Дисахариды

Мономер

Например:

И т. д.

Б) Построить систему понятий. Хитин, глюкоза, целлюлоза, ДНК, фруктоза, холестерин, гемоглобин, РНК, лактоза, альбумин.

Итак, тема урока “Нуклеиновые кислоты” Т. к. тема вам эта знакома, с нуклеиновыми кислотами вы встречались в 9 классе, мы проверим ваши ресурсы учебного успеха на этом уроке. Работа между группами в виде соревнования.

“знаю” “умею” “могу” “хочу”
Объем и качество знаний Предметные и надпредметные навыки и умения

Обучение и тренаж

Внимание, память и модальность (решение задач) воспитание

Знаю:

  • Почему кислоты называют нуклеиновыми?
  • Какова роль НК?
  • Какие виды НК существуют в природе?
  • Что отражает различие в их названии?
  • Где в клетке находятся НК?
  • Каково строение молекул ДНК и РНК?
  • Чем отличаются составы нуклеотидов ДНК и РНК?
  • Что такое комплементарность нуклеотидов?
  • Какие связи присутствуют в молекулах ДНК И РНК?

Умею:

  • Давать сравнительную хаpaктеристику ДНК и РНК.
  • Сравнивать по функциям типы молекул РНК.

Могу:

  • Используя принцип комплементарности, достроить вторую цепь молекулы ДНК и и-РНК.

См. приложение №1презентация Power Point. Слайды № 2-14

Формирование новых знаний и умений

Рассказ учителя

История открытия нуклеиновых кислот.

В 1869 году швейцарский исследователь Ф. Мишер впервые выделил из ядер лейкоцитов человека не известное ранее вещество. Он назвал это вещество нуклеином (от лат. nucleus) ядро. Затем в лаборатории под руководством Мишера подобные вещества были выделены из эритроцитов птиц, рептилий, из дрожжей и ряда природных объектов. Позднее Ф. Мишер установил, что открытый им нуклеин представляет собой смесь нуклеиновых кислот. Так были открыты нуклеиновые кислоты и новая группа сложных белков – нуклеопротеины. Таким образом, исследование химического строения нуклеиновых кислот началось с работ Мишера, а далее было продолжено К. А. Косселем в 1879 году, который обнаружил в нуклеиновых кислотах азотсодержащие гетероциклические основания. Первым выделенным гетероциклическим основанием, присутствующим в нуклеиновых кислотах, был гуанин (ранее выделенный из перуанского гуано – помета птиц, ценного азотистого основания) . Впоследствии из нуклеиновых кислот были выделены тимин (из клеток тимуса быка) , цитозин (от греч. cytos - клетка) и аденин (от греч. aden - железа) . В результате проведенных исследований русский химик Ф. Левен установил, что в состав входят азотсодержащие гетероциклические основания (производные пурина и пиримидина) , фосфорная кислота и углеводный компонент – рибоза или дезоксирибоза. Главные азотистые основания имеют следующее химическое строение. За присутствие в этих соединениях атомов азота они и получили название “азотистые”, а т. к. они обладают щелочными свойствами – основаниями. Пиримидиновые основания имеют в своем составе одно гетероциклическое кольцо. К ним относятся цитозин, урацил, тимин. Урацил отличается от тимина отсутствием метильной группы (-СН3) . Пуриновые основания имеют в своем строении два гетероциклических кольца. К ним относятся аденин и гуанин.

Пуриновые основания: аденин и гуанин:

Пиримидиновые основания: цитозин, урацил, тимин:

Углеводы: рибоза и дезоксирибоза:

Углевод - пентоза (С5) . В составе нуклеотидов ДНК содержится пентоза - дезоксирибоза, а составе нуклеотидов РНК содержится пентоза - рибоза.

Показывается строение нуклеотидов.

Остаток фосфорной кислоты придает нуклеиновым кислотам кислые свойства, а азотистые основания щелочные свойства. Следовательно, хаpaктерные химические свойства Н. К. и их растворов – кислотно-основные.

Выяснить структуру ДНК удалось в 1953 году американскому биохимику Д.  Уотсону английскому физику и Ф.  Крику. В конце 19 века стало известно, что в ядре находятся хромосомы - особые структуры, отвечающие за наследственность. Не было секретом и то, что хромосомы состоят из белков и ДНК. Знали и о том, что именно ДНК передает наследственную информацию. Но главное оставалось тайной: как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК. Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей в 1950 году. Уотсон и Крик установили, что ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. Цепи ДНК – антипараллельны т. е. разнонаправлены. Каждая цепь закручена в спираль вправо, и обе цепи свиты вместе, образуя двойную спираль. Шаг спирали составляет 3,4 нм (по 10 пар оснований в витке) , а диаметр витка – 2 нм. Фосфатные группировки находятся снаружи спирали, а азотистые основания – внутри. ДНК – очень хрупкая молекула, простое перемешивание её раствора может привести к разрыву цепей на более мелкие куски. После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию. Порядок расположения нуклеотидов в молекулах ДНК определяет порядок расположения аминокислот в линейных молекулах белков, т. е. их первичную структуру. А набор белков (ферментов, гормонов) определяет свойства клетки и организма. Последовательность чередования нуклеотидов в полинуклеотидной цепи ДНК составляет её первичную структуру. Двойная комплементарная цепь составляет вторичную структуру. Спиральная форма ДНК является её третичной структурой. Все внешние факторы, которые приводят к ослаблению водородных связей, вызывают денатурацию Н. К. Факторы, вызывающие денатурацию Н. К. те же, что и факторы, вызывающие денатурацию белков.

См. приложение №1 презентация Power Point. Слайды № 15-19 Правило Чаргаффа

Правило австралийского биохимика Эдвина Чаргаффа. Нуклеотидный состав ДНК в 1905 году впервые проанализировал Э. Чаргафф. Он обнаружил, что количество А равно количеству Т, а количество Г равно количеству Ц. такая закономерность получила название правило Чаргаффа. Нуклеотиды расположены друг от друга на расстоянии 0,34 нм, и масса одного нуклеотида равна 345. Эти величины постоянные. Аденин и гуанин относятся к пуринам, а цитозин и тимин к пиримидинам, т. е. между азотистыми основаниями одной природы связи не устанавливаются. Таким образом, комплементарные основания соответствуют друг другу по размерам и форме. Вывод. Комплементарность нуклеотидов – это геометрическое и химическое соответствие структур их молекул друг другу.

1 правило 2 правило 3 правило 4 правило
Суммарное содержание пуриновых нуклеотидов равно суммарному содержанию пиримидиновых Содержание тимина равно содержанию аденина. Содержание гуанина равно содержанию цитозина. Количество аденина и цитозина равно количеству гуанина и тимина.
А+Г=Ц+ Т А=Т Г=Ц А+Ц=Г+Т

Такие соотношения не свойственны РНК.

Объяснить на конкретном примере правило Чаргаффа

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

  1. 20%
  2. 40%
  3. 60%
  4. 70%

2. Закрепление новых знаний и умений.

1) тест ЦОР по теме “Общая биология 10-11 кл Кирилла и Мефодия”

2) Развивающее диагностическое задание

Нуклеотиды ДНК

Гены

?

Буквы

Слово

Смысл

Решение задач. (Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ прошлых лет по теме) . Задания по теме. А – базовый уровень. Обсуждение в группах

В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

  1. Состоят из двух полинуклеотидных цепей
  2. Имеют форму спирали
  3. Это биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов
  4. Обе содержат по нескольку тысяч генов

Для сборки молекул белка на рибосомах аминокислоты доставляются молекулами.

  1. тРНК
  2. иРНК
  3. ДНК
  4. АТФ

Участок одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов ААТ-АГГ-ЦТГ. Какую последовательность будет иметь соответствующий участок иРНК?

  1. УУА-УЦЦ-ГАЦ
  2. ААТ-АГЦ-ЦТГ
  3. ТТА-ТЦЦ-ГАЦ
  4. АТГ-ГТА-ЦЦГ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

  1. 40%
  2. 45%
  3. 90%
  4. 95%

В – уровень повышенной сложности

Какую функцию выполняют в клетке нуклеиновые кислоты?

А. Являются хранителями наследственной информации

Б. Являются составной частью ферментов

В. Переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г. Служат матрицей для сборки полипептидной цепи

Д. Входят в состав клеточных мембран

Ответ (запиши соответствующие буквы в алфавитном порядке)

Установите соответствие между хаpaктеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и её видом

Хаpaктеристика Вид нуклеиновой кислоты
  1. Имеет форму клеверного листа
  2. Состоит из двух спирально закрученных цепей
  3. Доставляет аминокислоты к рибосоме
  4. Является хранителем наследственной информации
  5. В длину достигает несколько сотен тысяч нанометров
  6. Имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот
А) ДНК

Б) тРНК

1 2 3 4 5 6
           

С – высокий уровень сложности.

1. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будут синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

2. Какая существует зависимость между признаками организма и строением молекул ДНК?

3. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

4. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной систематической клетки человека составляет около 6. 10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в клетке, образующейся при овогенезе в телофазе мейоза 1 и мейоза 2.

Рубрика “Знаете ли вы, что “: см. Приложение №2”

Рефлексия. (Оценить по 5-ти балльной системе)

№п/п Вопросы Оценка
1 Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности на уроке?  
2 Появился ли интерес к данной теме?  
3 Доступен ли материал урока?  
4 Важны ли знания этого урока?  
5 Возникла ли атмосфера сотрудничества на уроке?  
6 Удовлетворены ли вы уроком?  

Д/З



Комментарии:

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

07 12 2025 2:27:34

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

06 12 2025 10:36:23

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

05 12 2025 3:22:17

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

04 12 2025 23:29:56

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

03 12 2025 8:12:43

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

02 12 2025 9:23:36

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

01 12 2025 17:26:30

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

30 11 2025 8:32:47

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

29 11 2025 18:39:46

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

28 11 2025 10:35:18

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

27 11 2025 15:17:29

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

26 11 2025 2:44:37

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

25 11 2025 22:29:43

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

24 11 2025 9:44:49

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

23 11 2025 18:45:36

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

22 11 2025 18:10:30

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

21 11 2025 7:11:51

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

20 11 2025 18:20:47

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

19 11 2025 17:39:13

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

18 11 2025 9:58:22

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

17 11 2025 14:24:54

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

16 11 2025 8:15:52

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

15 11 2025 19:32:37

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

14 11 2025 23:29:43

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

13 11 2025 4:33:56

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

12 11 2025 2:15:29

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

      Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

11 11 2025 17:47:40

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

10 11 2025 11:53:58

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

09 11 2025 7:53:48

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

08 11 2025 13:56:12

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

07 11 2025 22:13:59

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

06 11 2025 8:58:52

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

05 11 2025 0:51:28

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

04 11 2025 20:21:18

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

03 11 2025 23:51:52

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

02 11 2025 18:35:44

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

01 11 2025 13:13:25

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

31 10 2025 1:24:23

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

30 10 2025 14:29:51

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

29 10 2025 1:33:47

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

28 10 2025 20:38:55

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

27 10 2025 9:44:37

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

26 10 2025 23:27:39

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

25 10 2025 0:18:25

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

24 10 2025 1:43:37

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

23 10 2025 2:40:37

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

22 10 2025 9:50:15

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

21 10 2025 4:16:52

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

20 10 2025 8:10:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

19 10 2025 3:47:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::