Значение живых организмов в природе и жизни человека
Цели урока.
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охаpaктеризовать значение живых организмов для человека и природы.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные: создать условия для мотивации к учебной деятельности, опираясь на личный жизненный опыт; проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе; принимать ценности природного мира; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; ориентироваться в системе мopaльных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности и удерживать её до получения результата; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; обсуждать проблемный вопрос о ценности биологического разнообразия для природы и человека.
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию о значении живых организмов, полученную из различных источников (научно-популярная литература, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) ; структурировать знания; анализировать текст учебника; работая с информацией, уметь передавать её в сжатом выборочном виде.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работа.
Основные понятия: лекарственные виды, паразиты, биологическое разнообразие
Ресурсы: учебник, тетрадь, коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода; ЭОР “Насекомые-вредители”, “Культурные растения”, “Домашние животные”, “Соломина злаков и телескопическая труба”, “Эйфелева башня”, “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”, “Исчезающие виды растений”; презентация Значение живых организмов в природе и жизни человека”.
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о лишайниках (8 мин.).
Фронтальный опрос:
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?
4. Почему некоторых животных называют вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных
растениях и животных, отвечают на вопросы,
рассматривают коллекции насекомых – вредителей
леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с
изображением сорных растений и
животных-вредителей, анализируют текст и рисунки
с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР
“Насекомые-вредители”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm и “Домашние животные” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осетровых рыб на рыборазводных заводах. Знакомятся с деятельностью осетрового рыбоводного завода “Лебяжий”, расположенного на территории г. Нариманов. Мощность предприятия позволяет выпускать в естественные водоёмы 19 млн. шт. молоди осетровых рыб ежегодно. На заводе применяется метод прижизненного получения пoлoвых продуктов. Самки доставляются в операционную, где производится отбор икры. Цех Лебяжьего ОРЗ способен одновременно принять на инкубацию более 70 кг икры, или около 40 млн. шт. икринок осетровых.[4]
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся по изучению значения бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих коровок; подводит учащихся к выводу о биологических методах защиты растений как наиболее эффективных и безопасных.
Затем учитель предлагает учащимся
проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример
использования человеком знаний о живых
организмах для решения инженерных задач на
примере соломины злаков и телескопической трубы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf и демонстрацию
применения знаний о строении живых организмов на
примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .
3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи организмов в природе, важности изучения человеком связей между различными живыми организмами о необходимости сохранения природного и биологического разнообразия для выживания человека, необходимости охраны природы.
Учащиеся просматривают фотографии животных и растений Астpaxaнской области, занесённых в Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm и “Исчезающие виды растений”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания - руки вверх).
На зарядке ставим точку.
V. Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе, о важности сохранения природного равновесия и биологического разнообразия для выживания человека. (5 мин.).
Учащиеся работают в парах и выполняют задания 1-4 рабочей тетради.[2]
Затем проводят дальнейший анализ стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется...
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
VI. Контролирующее задание (5 мин.).
Вопросы тестового контроля:
1. Человек в своей жизни использует растения для … .
2. Животные, важные для человека … .
3. Сорняки – это … .
4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек ... .
5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что … .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.).
Технология “Ключевое слово”
Учащимся предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее учитель раздаёт каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание урока.
По истечении времени учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
VIII. Домашнее задание (2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа. [1]
Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. [2]
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74. [1]
Творческое задание: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятиях по охране природы своего региона или о заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона. [3]
Использованная литература
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. http://narimanov.astrobl.ru/Default.aspx?id=2
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Комментарии:
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
01 04 2025 23:57:29
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
31 03 2025 15:58:25
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
30 03 2025 20:48:37
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
29 03 2025 6:57:32
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
28 03 2025 5:12:26
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
27 03 2025 17:52:24
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
26 03 2025 19:20:23
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
25 03 2025 0:41:14
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
24 03 2025 21:52:52
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
23 03 2025 4:14:33
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
22 03 2025 19:18:44
Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....
21 03 2025 13:45:42
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
20 03 2025 8:39:40
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
19 03 2025 16:22:20
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
18 03 2025 7:40:51
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
17 03 2025 11:14:15
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
16 03 2025 10:50:14
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность.
...
15 03 2025 9:46:27
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
14 03 2025 11:56:32
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
13 03 2025 12:34:47
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
12 03 2025 4:18:34
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
11 03 2025 17:14:35
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
10 03 2025 0:51:24
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
09 03 2025 15:54:54
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
08 03 2025 16:35:37
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания.
...
07 03 2025 20:47:59
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
06 03 2025 7:56:23
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
05 03 2025 8:52:54
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
04 03 2025 22:16:39

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
03 03 2025 3:19:22
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
02 03 2025 21:14:54

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
01 03 2025 19:40:47
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
28 02 2025 14:38:39
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
27 02 2025 22:36:22
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
26 02 2025 11:32:18
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
25 02 2025 10:56:48
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
24 02 2025 5:10:30

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
23 02 2025 7:40:43
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
22 02 2025 15:24:53

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
21 02 2025 21:24:36
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
20 02 2025 21:51:28
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
19 02 2025 8:30:23
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
18 02 2025 16:19:50
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
17 02 2025 6:17:56
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
16 02 2025 12:49:22
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
15 02 2025 17:15:33
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
14 02 2025 19:21:25
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
13 02 2025 16:57:52
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
12 02 2025 1:10:52
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
11 02 2025 17:29:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::