Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Цель урока:

  • дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отpaбатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Оборудование:

презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Поднимаем груз”, лист самоанализа (Приложение 1), карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 2, для каждого ученика), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 3, для каждого ученика).

Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.

Ход урока

Слово учителя: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.

Сегодня мы с вами проведем урок в виде биологического симпозиума по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.

Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа. Правильность осанки. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

При правильной осанке:

  1. Голова и туловище держатся прямо.
  2. Голова слегка приподнята.
  3. Плечи несколько отведены назад.
  4. Грудная клетка развернута.
  5. Плечи находятся на одном уровне.
  6. Живот подобран.
  7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника”. Приложение 4). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки хаpaктерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Хаpaктерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).

Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Что поможет избежать такого искривления?

Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):

  1. Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.
  2. Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

Ситуация. Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мною?

В древности говорили: “Движение строит”. Как вы понимаете этот афоризм? (К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно больше расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток продуктов жизнедеятельности от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу, что вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. И, конечно же, происходят изменения в функционировании внутренних органов: легких, сердца, пищеварительного тpaкта.

Влияет ли неправильная осанка на внешность человека? (Ролевая игра.)

Задачи осанки: (промежуточные выводы)

  1. Пpeдoxpaнение опopно-двигательной системы от перегрузки.
  2. Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергeйм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Дeвoчка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
  2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
  3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
  4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
  5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
  6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

Промежуточный вывод. Несоблюдение правильной осанки приводит к деформации хрящей позвоночника, которые в результате начинают разрушать с 4–5 лет. Это проявляется особенно сильно, если вы не умеете правильно стоять, наклоняться и поднимать тяжести.

Как поднимать тяжести? Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как поднимать тяжести”).

  1. Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.
  2. Не носи груз в одной руке.
  3. При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.
  4. Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.
  5. Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.
  6. Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы хаpaктерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая хаpaктеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Профилактика плоскостопия:

  1. Не носить слишком тесную обувь.
  2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
  3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
  4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
  5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
  6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
  7. Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

  1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.
  2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.
  3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.
  4. В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока. Работа нашего симпозиума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. В заключении работы мы с вами составим синквейн.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, хаpaктеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Большое спасибо за работу на нашем симпозиуме. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

  1. Наращивайте “мышечный корсет”.
  2. Следите за осанкой.
  3. Правильно сидите.
  4. Носите правильно подобранную обувь.



Комментарии:

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

20 11 2025 12:44:17

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

19 11 2025 16:42:41

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

18 11 2025 22:35:23

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

17 11 2025 22:59:13

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

16 11 2025 0:18:25

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

15 11 2025 0:55:34

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

14 11 2025 6:37:42

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

13 11 2025 0:44:36

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

12 11 2025 18:23:32

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

11 11 2025 21:32:54

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

10 11 2025 14:49:56

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

09 11 2025 14:35:15

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

08 11 2025 5:18:15

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

07 11 2025 13:18:46

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

06 11 2025 6:49:27

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

05 11 2025 8:55:48

Тема урока: "Иммунитет"


    Тема урока: "Иммунитет"

      Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

04 11 2025 12:17:31

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

03 11 2025 12:34:16

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

02 11 2025 8:50:18

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

01 11 2025 5:37:36

Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

      Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

31 10 2025 11:43:21

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

30 10 2025 5:50:15

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

29 10 2025 3:15:11

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

28 10 2025 22:31:13

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

27 10 2025 8:17:37

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

26 10 2025 13:20:42

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

25 10 2025 10:11:40

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

24 10 2025 13:54:17

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

23 10 2025 13:54:34

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

22 10 2025 14:17:47

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

21 10 2025 6:33:47

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

      В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....

20 10 2025 10:39:27

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

19 10 2025 20:51:30

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

18 10 2025 0:29:21

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

17 10 2025 17:47:52

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"


    Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

16 10 2025 14:59:16

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

15 10 2025 1:40:36

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

14 10 2025 19:36:52

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах


    Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

      Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

13 10 2025 16:21:49

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

12 10 2025 9:32:51

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

11 10 2025 23:14:14

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

10 10 2025 20:25:25

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

      Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

09 10 2025 17:40:25

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

08 10 2025 1:16:30

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

07 10 2025 12:15:54

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

06 10 2025 9:15:25

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

05 10 2025 22:48:28

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

04 10 2025 11:58:18

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

03 10 2025 21:27:45

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

02 10 2025 2:38:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::