Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


Цель:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.
  • Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
  • Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Оборудование к уроку: таблицы, микроскопы, микропрепараты, натуральные объекты (различные типы лишайников).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опopных знаний.

У нас сегодня необычный урок: во-первых присутствуют гости, которые хотят посмотреть как мы можем замечательно работать, а во-вторых – нам нужно будет решить задачу, с которой долгое время не могли справиться великие умы ученых систематиков.
Но прежде чем я озвучу эту задачу, давайте выполним небольшие задания. У каждого на столах лежат листочки с заданиями.

Задание № 1.

Даны организмы (хламидомонада, подосиновик, ламинария, мухомор, фукус, дрожжи, спирогира). Внимательно посмотрите на предложенный список и ответьте на вопросы:

  • На сколько групп можно поделить данные организмы? (Две)
  • К каким царствам живой природы относятся данные организмы? (Царство растений и грибов)
  • Какой отдел царства растений представлен в списке? (Водоросли)
  • Какие царства живой природы вы еще знаете? (Заполняем схему на доске)

Задание № 2.

Заполните таблицу, распределив понятия в соответствующие клетки:
Вода, почва, воздух, организм, одноклеточные, многоклеточные, гифы, слоевище, плодовое тело, автотрофы, гетеротрофы, споры, пoлoвoе, бесполое, пища, источник кислорода, лекарство, ризоиды, фотосинтез.

Признаки сравнения

организмы

Среда обитания Особенности

строение

Питание Размножение Значение
Водоросли
Грибы

Такая же таблица начерчена на доске. После выполнения задания обучающимися, дети обмениваются информацией между собой, разрешено работать группой. Сравниваем результаты работы. Можно, в целях экономии времени, заполнить таблицу и закрыть ее, а по мере обсуждения открывать.

Оформление доски

Вы замечательно справились с заданиями, и теперь внимание – задача!
Вы когда-нибудь смешивали что либо? (Дети высказываются)
Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получится, если соединить два организма из разных царств вместе?
Возможно ли это? Если да, то, какое название будут иметь эти организмы?
Каково их строение, образ жизни и главное – какое положение в системе органического мира они будут занимать?
Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена – мы с ней справимся.
Это и будет целью нашего урока.

III. Изложение нового материала.

И так, начнем все по – порядку…
1. Возможно ли соединения организмов из разных царств живой природы?
Да, такие организмы есть и называются они лишайники.
Тема нашего урока так и звучит – лишайники.

Лишайники – это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом.

Давайте подробнее разберем определение.

– Понятно ли вам слово – комплексное? Каким словом можно его заменить? (Заслушиваем варианты)
– А симбиоз?
Вспомните, мы уже встречались с этим понятием, когда изучали грибы.
(Проговариваем определение, уточняем понятие, и подбираем ассоциативный ряд – содружество, взаимовыгода, взаимопомощь, братство, принцип ты мне я тебе и т.д).
А в чем преимущества такого совместного проживания гифов гриба с одноклеточными водорослями? Почему природа пошла на такой эксперимент? (дети высказывают свои точки зрения, обсуждаем).
Чтобы ответить на эти вопросы, выясним его строение. Обратите внимание, в таблице, над которой вы работали, есть свободные клетки. (Вписываем в таблицу лишайник и теперь заполняем пустые клетки).
Посмотрите еще раз на определение лишайников. В самом определении уже отражено его строение.
Давайте попробуем построить модель лишайника на доске (детям предлагаются гифы гриба, одноклеточные водоросли, вырезанные из бумаги, и с помощью магнитов строим тело лишайника)
Рассмотрев модели, выясняем, чья модель нравится больше и почему.
Давайте убедимся, соответствуют ли наши модели рисункам таблицы.
Уточняется понятие слоевище (оно им тоже уже знакомо).
У вас на столах лежит временный микропрепарат слоевища лишайника, рассмотрите его при малом увеличении микроскопа (проговариваются правила работы с микроскопом).

Классификация лишайников.

По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:

  • Накипные
  • Кустистые
  • Листоватые

Работаем с коллекцией натуральных объектов, где дети самостоятельно пытаются определить, где какой вид лишайника. (Учитель корректирует работу и дает название лишайникам).
Со строением разобрались.
Теперь выясняем, как питаются лишайники, если известно, что гриб питается готовой пищей, а водоросль фотосинтезирует?
Гриб получает от водоросли органические вещества— углеводы, но в то же время, гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды, а также создает среду обитания, обеспечивает защиту от пересыхания и перегревания. Такой совместный способ питания называется авто – гетеротрофным.
Фотосинтез протекает в определенных условиях. В местах с сильно меняющейся влажностью он возможен только в определенные часы – обычно рано утром, после тумана или росы. Этим и объясняется низкая скорость прироста лишайника за год, всего несколько миллиметров.

Как же размножается лишайник? Можно предположить, что для лишайника хаpaктерны такие же способы размножения как и для гриба, так и для водоросли – пoлoвым, бесполым (обращаемся к заполненной таблице).
Основной способ размножения лишайников – вегетативный, то есть частями слоевища.
Я хочу прочитать вам один отрывок из библии, когда Моисей вел свой народ через пустыню…. (Зачитывается отрывок из библии).
Как вы думаете, какое отношение имеет этот отрывок к теме нашего урока?
Конечно самое прямое! В этом отрывке описан процесс вегетативного размножения лишайника.
Рассказ этот не на 100 процентов выдумка, но и чуда в нем нет. Бог, который, по утверждению библии, послал несчастным скитальцам пищу, тут, разумеется, ни причем. В пустыне, по которой блуждали еврейские народы, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния.

Причем до сих пор народы Туркмении, Киргизии используют лишайники в пищу для выпечки лепешек. В северо-западных областях России сухой порошок из ягеля являлся традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости. На рынке небольшой мешочек муки из ягеля стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. (Приложение 2)

Демонстрация на сухом материале образование манны небесной (можно взять кусочки ягеля, и дать обучающимся размять в ладонях).

А какое еще значение лишайники имеют в природе и жизни человека?

  • Пища для животных, основной корм в зимнее время для оленей.
  • В производстве лакмуса (химическая промышленность), краситель для шерсти.
  • Получают спирт, патоку.
  • Антибиотики– медицина.
  • Парфюмерная промышленность – производство духов.
  • Биоиндикаторы (очень чувствительны к загрязнению воздуха, не выносят копоти, дыма. По ним можно определить качество окружающей среды).
  • Почвообразующая – поселяясь на гoлой, не пригодной для жизни других организмов, они превращают ее в плодородную (зачитывается высказывание К.А Тимирязева из книги “Жизнь растений” )

Приложение 1, Приложение 3

“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появится лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву. Он забирается далее всех на север, выше всех в горы, ему нипочем зимняя стужа, летний зной. Медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следу, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни”

Ребята, посмотрите, как просто устроен этот организм под названием лишайник, но какое колоссальное значение он имеет. Любая простота рациональна. Необычность, уникальность лишайников заключается и в том, что они проявляют высочайшую степень приспособленности к суровым условиям среды:
– большинство лишайников легко переносят полное высыхание, но в тоже время очень быстро поглощают влагу (в 3–35 раз увеличить свою массу).
Но, не смотря на высокую приспособленность организмов, лишайники необходимо охранять.
Мы, часто бывая в сопках, даже не задумываемся, что этим можем негативно влиять на лишайник. А как же мы их можем уберечь?
Гуляя по сопкам, избегайте участков его произрастания, не вырывайте, обходите его, или идите след в след (зачитываю отрывок сказки народов севера).
Как вы думаете ребята, решили мы задачу нашего урока полностью?
Нет, у нас остался еще один важный момент, куда отнести лишайники – к грибам или водорослям? На этот счет существует несколько точек зрения. Одни ученые считают, раз гриб зависит от водоросли и без нее он погибает (если поместить лишайник в воду, через некоторое время гифы гриба сгниют, а водоросль будет прекрасно себя чувствовать), то его следует отнести к царству Растений. Но другие систематики утверждают обратное, так как именно гриб является “хозяином” слоевища. А что думаете, вы по этому поводу? (дети высказывают свою точку зрения)

Вот теперь мы ответили на все вопросы!

IV. Закрепление изученного материала.

1. Просмотр презентации (Приложение 4)

И так, мы сегодня на уроке познакомились с организмами, которые объединяют в себе два царства живой природы…. и ….. Называются эти организмы… Форма взаимоотношения между грибом и…. называется …. Тело лишайника представлено ….., способ питания его……., размножаются они в основном…….. способом.

2. Выберите правильные утверждения:

  1. Лишайники – это организмы симбионты (да.)
  2. Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (да).
  3. Различают два основных типа слоевища лишайников (нет, три).
  4. Наиболее простой тип лишайника кустистый (нет, накипной).
  5. Автотрофный компонент лишайника – гриб (нет).
  6. Основной способ размножения лишайника – пoлoвoй (нет, вегетативный).
  7. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (да).

V. Первичный контроль.

Детям раздается таблица, точно такая же, как заполнялась по ходу урока на доске.

Заполните таблицу.

Признаки сравнения Среда обитания Особенности
строение
Питание Размножение Значение
Лишайники

Обучающимся предлагается заполнить клетки в первую очередь те, которые очень хорошо понятны, и усвоены, а затем те, которые менее. Детям разрешено пользоваться учебником и помощью одноклассника. (Учитель корректирует работу учеников)

VI. Домашнее задание. Индивидуальные задания.


Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

05 12 2022 12:30:34

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

04 12 2022 6:53:26

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

03 12 2022 19:45:50

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

02 12 2022 12:33:20

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

01 12 2022 20:30:53

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

30 11 2022 1:46:48

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

29 11 2022 16:51:35

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии


    Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

      Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

28 11 2022 7:43:15

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

27 11 2022 0:19:10

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

26 11 2022 10:52:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

25 11 2022 20:50:40

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

24 11 2022 19:38:20

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

23 11 2022 6:44:11

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

22 11 2022 6:50:41

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

21 11 2022 6:53:55

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

20 11 2022 5:52:59

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

19 11 2022 17:25:18

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

18 11 2022 9:30:39

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

17 11 2022 2:45:44

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

16 11 2022 16:41:48

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

15 11 2022 0:30:36

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

14 11 2022 8:14:18

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

13 11 2022 20:48:58

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

12 11 2022 13:51:32

Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"


    Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"

      Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся. ...

11 11 2022 2:22:35

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

10 11 2022 14:11:39

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

09 11 2022 21:41:40

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

08 11 2022 11:43:20

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

07 11 2022 13:44:16

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

06 11 2022 12:32:59

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

05 11 2022 18:36:29

Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

      Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

04 11 2022 3:58:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

03 11 2022 10:21:18

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

02 11 2022 5:41:53

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

01 11 2022 6:25:35

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

31 10 2022 23:36:47

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

30 10 2022 6:42:46

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

29 10 2022 1:23:44

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

28 10 2022 22:29:38

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

27 10 2022 0:41:32

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

26 10 2022 6:18:18

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

25 10 2022 1:14:20

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

24 10 2022 20:38:23

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

23 10 2022 19:28:35

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

22 10 2022 14:18:27

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

21 10 2022 9:50:13

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

20 10 2022 3:10:33

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

19 10 2022 21:45:41

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

18 10 2022 2:16:30

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

17 10 2022 2:36:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::