"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

Цель:
- Провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой.
- Дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению.
- Показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ.
Оборудование: Презентация “Живые якоря” (Приложение 2), гербарий “Корень”, “Типы корневых систем”, рабочая карта урока (Приложение 1).
План урока:
- Активизация познавательной деятельности.
- Корень и виды корней.
- Корневые системы, типы корневых систем.
- Видоизменения корня.
- Функции корня.
- Закрепление материала.
Приложение 1
Приложение 2
Учитель:
Попробуйте в ветреную погоду пройти с раскрытым зонтом, что произойдет?
(Слайд 1)
Конечно же, его либо сломает, либо вырвет у вас из рук. А как же быть растениям, у которых широкая крона? (Слайд 2)
- Что позволяет им удерживаться в земле? (Слайд 3)
Это корни. И их мы назовем якорями, которые удерживают растения. Это одна из функций корня. (Слайд 4)
Как устроены эти якоря, какую роль еще они могут выполнять, какими могут быть мы сегодня с вами и познакомимся. (Слайд 5)
Взгляните на маршрут урока. Обратите внимание, мы начинаем с функций корня наш путь и вернемся к ним в конце урока. (Слайд 6)
Действительно, корни это своеобразные якоря, которые удерживают крону растений. (Слайд 7)
И только, если приложить усилия можно вытянуть некоторые растения с корнем.
Вспомните русскую народную сказку “Репка”. Вот о подобных якорях и не только пойдет речь сегодня. (Слайд 8)
Корень - это поземный орган растения.
Взгляните, вот такими мы видим корни растений. Как же они появляются?
Ученики:
- При прорастании семян появляются корни.
Учитель:
- Правильно. И первый корень, который появляется у растений, называется зародышевый. Из него появится – главный корень. (Рисунок 1)
Но корни могут отходить от стeбля, они называются – придаточные.
От придаточных корней и главного отходят – боковые корни.
Все корни одного растения составляют корневую систему. (Рисунок 2)
Если главный корень ярко выражен, развит, она называется стержневая. Она хаpaктерна для большинства растений. У некоторых растений главный корень невозможно отличить от придаточных и боковых корней. Они имеют мочковатую корневую систему.
Работа с гербарием.
Вам предлагается рассмотреть гербарий растений, имеющих разные типы корневых систем.
Распределите растения на две группы и заполните таблицу.
Таблица 1
Тип корневой системы |
Примеры |
| 1.Мочковатая | |
| 2. Стержневая |
Учитель:
- Благодаря такому внешнему строению корни достаточно прочно удерживают растения в почве. (Слайд 9)
У корня можно выделить определенные зоны, или участки. Исходя из их названий, можно сказать еще какие функции выполняет корень. (Учащиеся обсуждают новый материал и заполняют таблицу).
Таблица 2
Название зоны корня |
Функция |
| 1. Корневой чехлик | |
| 2. Зона деления | |
| 3. Зона роста | |
| 4. Зона всасывания | |
| 5. Зона проведения |
(Слайд 10) Обратите внимание на зону корневого чехлика и зону деления, они необходимо важны для растений. (Слайд 11).
А зона всасывания имеет особое строение, поэтому мы рассмотрим ее строение на поперечном срезе. (Слайд 12) Благодаря такому строению, корень называют органом минерального питания. (Слайд 13)
Такое строение имеют большинство корней. Но корни некоторых растений растут в особых условиях, поэтому видоизменяются. Учащиеся заполняют схему.
Схема 1
Обратите внимание на корнеплод – это утолщенный видоизмененный главный корень. (Слайд 14)
Благодаря особому строению он является местом запасания питательных веществ.
Помимо этого, такой массивный корень является надежным фиксатором растения в почве. (Слайд 15)
Но чтобы запасти вещества их нужно получить, а корень их всасывает через корневые волоски и продвигает дальше. Этому способствует особое внутреннее строение. У корня как не удивительно тоже есть кора, древесина и сердцевина. Кора защищает корень от повреждений, а древесина и сердцевина продвигают воду с минеральными веществами вверх от корня и органические вещества вниз к корню. (Слайд 16)
Особого внимания требует тот факт, что на корнях Бобовых растений образуются вздутия. В них поселяются азотфиксирующие растения, они усваивают атмосферный азот, переводя его в состояние, доступное для растений. Тем самым, корни растений могут вступать во взаимовыгодное сожительство с бактериями – микориза.
Такой тип отношений хаpaктерен для грибов и корней деревьев (например, осина и подосиновик).
Беседа о роли гриба и корня растения в таких отношениях.
Функции корня.
(Слайд 17)
Исходя из выше сказанного, мы можем сформулировать основные функции корня.
Дети перечисляют функции, которые уже узнали, записывают в тетради. Закрепление материала.
Мини-блиц “Корень”
- Что появляется из зародышевого корешка? (Главный корень)
- Взаимовыгодное сожительство корня и других организмов. (Микориза)
- Корень является органом … питания? (Минерального)
- Корень слабо выражен у … корневой системы. (Мочковатой)
- Назовите растения, для которых хаpaктерна стержневая корневая система.
- Назовите растения, для которых хаpaктерна мочковатая корневая система.
- Как вы думаете, почему у верблюжьей колючки такой длинный корень?
Комментарии:
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
01 12 2025 16:38:24
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
30 11 2025 10:21:19
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
29 11 2025 4:49:17
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
28 11 2025 9:52:16
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
27 11 2025 23:38:45
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
26 11 2025 13:35:47
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
25 11 2025 13:40:42
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
24 11 2025 20:15:28
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
23 11 2025 16:47:27
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
22 11 2025 10:33:18
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
21 11 2025 16:36:13
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
20 11 2025 1:17:59
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
19 11 2025 22:25:49
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
18 11 2025 1:25:10
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
17 11 2025 3:32:58
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
16 11 2025 11:47:47
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
15 11 2025 7:30:43
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
14 11 2025 20:59:17
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
13 11 2025 9:44:22
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
12 11 2025 14:22:33
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
11 11 2025 23:30:55
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
10 11 2025 12:18:53
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
09 11 2025 16:51:15
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
08 11 2025 6:21:49
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
07 11 2025 18:19:16
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
06 11 2025 14:24:54
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
05 11 2025 23:14:12
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
04 11 2025 9:10:59
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
03 11 2025 6:36:54
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
02 11 2025 17:50:58
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
01 11 2025 17:52:12
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
31 10 2025 5:32:29
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся.
На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
30 10 2025 9:33:28
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
29 10 2025 15:43:44
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
28 10 2025 16:43:24
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
27 10 2025 3:10:51
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
26 10 2025 12:28:19
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
25 10 2025 3:26:30
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
24 10 2025 23:15:43
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
23 10 2025 10:30:42
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
22 10 2025 10:53:13
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
21 10 2025 11:46:48
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
20 10 2025 19:42:42
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
19 10 2025 20:19:24
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
18 10 2025 12:33:48
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
17 10 2025 17:33:22
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
16 10 2025 23:57:16
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
15 10 2025 5:45:55
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
14 10 2025 14:36:46
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
13 10 2025 13:29:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




