Цветок, его значение и строение
Цель: углубление знаний о строении цветка, типах цветков.
Задачи: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков; развивать пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; развивать аналитические способности учащихся, их умения работать с увеличительными приборами и лабораторным оборудованием, составлять схемы; воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы “Строение цветка”, “Разнообразие цветков”, модели цветков, гербарные экземпляры.
Тип урока: урок – мастерская.
Учебник:
- Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: учебник для общеобразовательных учебных заведений.– М.: Дрофа.
- Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок-
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Ход урока
Изучение новой темы.
1. Цветок – орган семенного размножения цветковых растений.
Здравствуйте, я рад приветствовать вас в нашей мастерской. Творческого вдохновения всем вам.
Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Вы изучаете одно из самых прекрасных созданий природы – растения. Сегодня в нашей мастерской, вам предстоит не только любоваться красотой цветов, но изучать их строение.
– Что такое цветок?
(Цветок – это укороченный видоизменённый побег.)
– Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма?
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим, например, цветок яблони.
(Учитель называет основные части цветка и показывает их на модели цветка.)
Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть несущую все части цветка, которая может принимать различную форму – цветоложем. Наружные зелёные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений(душистый табак, паслён чёрный, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. Чашечка и венчик образуют околоцветник. В центре цветка хорошо заметен пестик – женский орган цветка, из которого образуется плод после оплодотворения пыльцой. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик окружён многочисленными тычинками. Тычинка – мужской орган цветка .она имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
– На рисунке подпишите названия частей цветка (упражнение в рабочей тетради упр.93, с.40.).
2. Околоцветник двойной и простой.
У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют гoлыми.
– На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различия?(Упражнение в рабочей тетради 94, с.40.)
3. Лабораторная работа.
-Выполнив лабораторную работу “Строение цветка” (с.128 учебника). Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
4. Цветки правильные и неправильные.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии(яблоня, вишня, капуста и др.). такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии(горох, шалфей), называют неправильными.
– Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки (упражнение в рабочей тетради 96, с.41)
5. Цветки обоеполые и раздельнополые.
Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений(огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
– Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минуту сами превратиться в цветы.
Звучит мелодия Скрябина “Этюд. Маргаритки”. Начинается игра-этюд “Из семени в цветок”.
Учитель предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками).
С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются.)
У него раскрываются листочки (руки тянуться кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет. Любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до их своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, бореться с непогодой (раскачивается руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно.
Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (сжаться в клубочек). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт! (Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. С.196-197.)
– Каждое цветковое растение зацветает в определённую пору жизни. Что происходит при распускании цветка? Попробуем ответить на этот вопрос призвав в помощники эксперимент “Распускающиеся цветы” (Андруз Дж. И Найтон К. “100 занимательных экспериментов”/ Пер. с англ. С.Э. Шафрановского. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2008.).
– Опусти бумажный цветок на воду в тарелке. Что происходит?
Движение воды в лепестках происходит благодаря капиллярному эффекту. Клетки наполняются водой, тургорное давление повышается и заставляет лепестки раскрываться.
Хорошо, что нас ещё радуют озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Среди алых, белых, гoлyбых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой самый любимый… Расскажи о нём.
Итоги урока.
Работа в мастерской подошла к концу. Вы молодцы.
Домашнее задание.
§ 28 с.125–129.
Подготовить рассказ “Мой любимый цветок”.
Приложение.
Комментарии:
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...
27 11 2024 20:42:52
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
26 11 2024 6:12:25
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...
25 11 2024 20:50:33
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...
24 11 2024 10:28:10
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...
23 11 2024 2:11:48
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
22 11 2024 6:35:45
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
21 11 2024 14:12:30
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
20 11 2024 18:52:37
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
19 11 2024 10:12:24
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
18 11 2024 1:54:37
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
17 11 2024 8:34:18
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
16 11 2024 9:23:21
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
15 11 2024 9:30:47
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
14 11 2024 13:29:50
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
13 11 2024 23:40:34
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
12 11 2024 8:13:35
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...
11 11 2024 6:34:49
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
10 11 2024 8:52:36
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
09 11 2024 23:10:45
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...
08 11 2024 12:22:19
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
07 11 2024 1:28:28
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
06 11 2024 5:44:37
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
05 11 2024 11:52:45
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...
04 11 2024 11:51:11
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
03 11 2024 9:32:54
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
02 11 2024 5:25:43
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
01 11 2024 9:37:39
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
31 10 2024 21:25:18
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
30 10 2024 3:33:36
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
29 10 2024 17:38:36
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
28 10 2024 16:45:27
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
27 10 2024 23:50:41
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
26 10 2024 12:33:48
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
25 10 2024 0:53:37
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
24 10 2024 5:10:53
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
23 10 2024 8:51:19
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
22 10 2024 15:35:44
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...
21 10 2024 22:51:52
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...
20 10 2024 2:29:42
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
19 10 2024 15:18:33
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
18 10 2024 2:47:53
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
17 10 2024 11:58:38
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
16 10 2024 23:45:17
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
15 10 2024 11:27:21
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
14 10 2024 10:10:54
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
13 10 2024 7:41:23
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...
12 10 2024 23:30:51
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...
11 10 2024 0:28:57
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
10 10 2024 8:21:16
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
09 10 2024 23:22:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::