Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов
Развивающая цель: развитие представлений о закономерностях наследования признаков.
Образовательная цель: сформировать знания о взаимодействии неаллельных генов
(комплементарность, эпистаз, полимерия).
Гуманитарный компонент: изучение “бомбейского” феномена, наследования слуха у человека, пигментации кожи человека.
Региональный компонент: молекулярная диагностика генов, наследственных болезней в институте биохимии и генетики научного центра РАН в городе Уфе.
Умения и навыки: развитие навыка решения генетических задач, умение определять фенотип, генотип родителей и потомства по условию задачи.
Основные понятия: комплементарность, эпистаз, полимерия.
Воспитательная цель: формирование трепетного и бережного отношения к своему организму как носителю уникального генотипа; развитие представлений о влиянии окружающей среды на формирование фенотипа.
Оборудование.
1. Таблицы: “Моногибридное скрещивание”, “Промежуточный хаpaктер наследования”, “Группы крови”.
2. Информационный материал “Типы взаимодействия неаллельных генов”.
3. Раздаточный материал с текстом генетических задач.
I. Ориентировочно-мотивационный этап
I. Актуализация знаний
На доске: “Наступивший XXI век, без сомнения, является веком биологии и, в значительной мере, веком…”.
Учитель. Ребята! Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов написанных на доске.
(Один из учеников читает вслух).
Задание 1. Какое направление биологии скрывается за многоточием?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем слова древнего философа Демокрита:
“…произрождающее семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровые, а из больных – болезненное…от лысых рождаются лысые, а от гoлyбоглазых – гoлyбоглазые и от уpoдливых – наичаще уpoдливые…”.
Эти слова молодой философ высказал еще в пятом веке до нашей эры, пытаясь определить причины такой закономерности. Однако только в 1865 году монаху из г. Брно удалось определить эти закономерности, и он же является основателем науки, которая скрывается за этими словами. Кто этот человек, основателем какой науки он является? (Г. Мендель, наука - генетика.)
Учитель записывает на доске вместо многоточия слово “генетика”.
Задание 2. Почему XXI век должен стать веком генетики?
(Необходимость лечения болезней человека, сохранить уникальность биосферы).
Сейчас в мире очень остро стоит проблема здоровья, которая напрямую связана с состоянием окружающей среды. В геноме человека насчитывается около 35 тыс. генов, изменения в некоторых из них приводят к нескольким тысячам наследственных болезней. Пять процентов населения планеты являются носителями этих болезней. Согласно официальной статистике в Российской Федерации на каждую тысячу рождается от 40-50 детей с врожденными наследственными заболеваниями. В мире очень много усилий прикладывается для решения этой проблемы. Однако здоровье человека зависит от каждого из нас. Поэтому любой человек должен владеть основами чудесной науки – генетики. Предлагаю вспомнить основные генетические понятия.
Задание 3.Организация словарной разминки по основным генетическим понятиям.
- Ген
- Генотип
- Фенотип
- Гомозиготы
- Гетерозиготы
- Аллель
- Аллельные гены
Задание 4. Выберите пару аллельных генов.
На доске: A, b, c, D, B, a, d, C
(A и a, B и b, C и c, D и d)
Задание 5. Какие типы взаимодействия аллельных генов иллюстрируют следующие таблицы?
1. “Моногибридное скрещивание”
2. “Промежуточный хаpaктер наследования признаков”
3. “Группы крови”
Ответ:
Таблица № 1- иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу полного доминирования.
Таблица № 2 - иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу неполного доминирования.
Таблица № 3 - иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу кодоминирования, на примере наследования IV группы крови.
Самооценка.
Задание 6. Решить задачу на взаимодействие аллельных генов по типу кодоминирования.
Текст условия задачи. В Индии была описана семья, в которой родители имели вторую и первую группу крови. Оба родителя были гомозиготными по группам крови. Определите возможные фенотипы детей [2]. (Ученики решают задачу).
Решение.
Фенотип Р. I I X I Генотип Р. AA X OO Гаметы A O Генотип F1 100% AO Фенотип F1 100% II
Ответ: все дети будут иметь вторую группу крови.
2. Мотивация новой темы
Учитель. Ребята, в реальности дети от этого бpaка имели четвертую и первую группу крови. Это явление назвали “бомбейский” феномен.
Ребята, определите значение слова “феномен”.
Как можно научно объяснить существование “бомбейского” феномена?
(Ученики испытывают трудность в объяснении.)
Учитель. Наука нашла объяснение этому факту. Следовательно, нам не хватает каких-то знаний, чтобы обосновать этот феномен. Сегодня на уроке мы должны получить новые знания и объяснить это явление. Однако, сначала мы должны определиться с направлением поиска ответа.
Учитель обращает внимание учеников на запись, сделанную на доске:
A, b, c, D, B, a, d, C
В начале урока мы составили с вами аллельные пары, а теперь назовите какие гены можно считать неаллельными.
Ответ учеников: A и B, a и b, D и C, d и c….
Учитель: Ребята, если с позиции взаимодействия аллельных генов мы не можем объяснить “бомбейский” феномен, то, что можно предположить? (В организме многие признаки определяются взаимодействием неаллельных генов).
Следовательно, сегодня на уроке мы познакомимся с типами взаимодействия неаллельных генов. Учитель предлагает записать тему урока в тетрадь.
II. Операционально-исполнительный этап
Учитель. Изучив теоретические основы, мы научимся решать задачи по этой теме, и будем иметь представления о тех признаках, которые наследуются по типу взаимодействия неаллельных генов
(Учитель на каждый стол раздает карточку №1с текстом задач и карточку №2,содержащую научные данные по теме урока).
Задание 1. Ребята! Давайте вернемся к нерешенной задаче на “бомбейский феномен” и попробуем решить ее с учетом условия задачи №1. Прочитать задачу №1.
Текст задачи. У человека группы крови АВО контролируются тремя аллелями одного гена. В популяции встречается редкий мутантный аллель h независимого гена, который в гомозиготном состоянии подавляет действие аллелей А и В, что приводит к фенотипическому проявлению первой группы крови. В Индии была описана семья, в которой родители имели вторую и первую группу крови. Оба родителя были гомозиготными по группам крови. Определите возможные фенотипы детей [2].
Решение задачи
Обозначение генов:
O –I
A – II
B – III
AB – IV
H – ген, не подавляющий действие аллелей по группам крови.
h – ген, подавитель аллелей по группам крови (в гомозиготном состоянии - hh).
Ответ: “Бомбейский” феномен определяется тем, что в генотипе детей есть ген подавляющий действие генов А и В.
Задание 2. Используя карточку №2, прочитать и определить тип взаимодействия генов, определяющий “Бомбейский” феномен. (Эпистаз).
Задание 3. Записать в тетрадь определение понятия “Эпистаз”.
Эпистаз – тип взаимодействия генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного ему гена.
Ген подавитель называется эпистатическим (супрессором или ингибитором).
Каждый ученик проговаривает определение.
Самооценка.
Задание 4. Прочитать и решить задачу №2.
Текст задачи. У человека врожденная глухота может определяться генами d и e. Для нормального слуха необходимо наличие в генотипе двух доминантных аллелей (D и E). Определите генотипы родителей в семье, где оба родителя глухие, а их семеро детей имеют нормальный слух [2].
Решение задачи
Обозначение генов:
D – ген, определяющий наличие слуха только в присутствии гена - E
d и e – гены, определяющие глухоту
Ответ. Генотипы родителей: Ddee и Eedd
Учитель. В генотипе детей сочетаются два неаллельных доминантных гена, определяющих слух. Ребята, используя текст карточки № 2, определите тип взаимодействия генов, при котором за один признак отвечают два неаллельных гена. (Комплементарность).
Задание 5. Записать в тетрадь определение понятия “комплементарность”.
Комплемнтарность – тип взаимодействия генов, при котором сочетание двух неаллельных генов дает новый фенотип.
Каждый ученик проговаривает определение комплементарности.
Сообщение ученика о значении Института биохимии и генетики научного центра РАН в г. УФЕ в диагностике наследственных болезней (играет большую роль в медико-генетическом консультировании семей, в ранней диагностике и профилактике наследственных болезней).
Самооценка.
Задание 6. Используя текст карточки №2, определите смысл понятия “Полимерия”.
Запишите определение в тетрадь.
Полимерия – тип взаимодействия генов, при котором несколько неаллельных генов отвечают за одно проявление фенотипа.
Учитель. Проговорить определение понятия “Полимерия”.
Полимерные гены обозначаются одной буквой, но с разными индексами: А1, А2, а1, а2
Задание 7. Решить задачу №4 .
Текст задачи. Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых?[2]
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента
Ответ. Вероятность появления мулатов - 100%; негров и белокожих – 0 %.
Самооценка.
Задание 8. С какой особенностью наследования генов мы познакомились на уроке?
(взаимодействие неаллельных генов).
Какие типы взаимодействия неаллельных генов мы сегодня изучили?
(Комплементарность, эпистаз, полимерия).
Составьте схему “Типы взаимодействия неаллельных генов”
Схема 1.
Взаимодействие неалейных генов
Проговорить схему и записать в тетрадь.
Вывод. Генотип организма – это система тесно взаимодействующих генов, определяющая его фенотип. На проявление гена в фенотипе большое влияние оказывает окружающая среда.
III. Рефлексивно-оценочный этап
Задание 1.Проговорите схему и определения основных понятий. (Взаимопроверка).
Задание 2. Вспомните фильм “Не валяй Дypaка!”. В семье русской (белокожей) женщины и русского (белокожего) мужчины родился сын – темнокожий (негр). Мать женщины была белокожей, а отец – темнокожий. Определите, правдоподобна ли эта история с научной точки зрения. Докажите свою версию (решение в группах).
Решение:
- Составьте схему родословной
- Обозначьте фенотипы родителей и детей
- Обозначьте генотипы лиц по условию задачи
- Определите правдоподобность истории.
Ответ. История семьи, рассказанная в фильме неправдоподобная так как: от бpaка белокожей дeвyшки с негром ребенок должен был родиться мулатом, а по фильму дочь – белокожая.
Рождение внука – негра (темнокожего) генетически невозможно.
Задание 3.Определите типы взаимодействия если:
1. У кур один доминантный ген определяет розовидную форму гребня, другой неаллельный ему ген – гороховидную. Сочетание двух этих генов дает ореховидную форму гребня. (Комплемнтарность).
2. Ген черной окраски зерен овса подавляет действие гена серой окраски.
(Эпистаз).
3. Цвет волос от светлого до темного определяется тремя неаллельными генами. (Полимерия).
4. По какому типу наследуется “Бомбейский” феномен? (Эпистаз)
5. По какому типу наследуется слух у людей. (Комплементарность).
Задание выполняется индивидуально.
Задание 4. Самооценка и взаимооценка.
Домашнее задание: чтение и пересказ параграфа 9.5 (Сонин Н.И.), изучить конспект.
Спасибо за урок!
Приложение
Список литературы
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 кл. М.: Дрофа.
- Топopнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Пpaктикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛОДОС, 2001.
Комментарии:
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
27 11 2024 3:35:19
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
26 11 2024 8:57:36
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
25 11 2024 15:48:10
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
24 11 2024 14:57:24
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
23 11 2024 13:18:35
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
22 11 2024 0:16:20
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
21 11 2024 16:43:28
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...
20 11 2024 9:40:50
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
19 11 2024 15:55:59
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
18 11 2024 18:47:56
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
17 11 2024 18:38:47
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
16 11 2024 10:30:13
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...
15 11 2024 12:21:46
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
14 11 2024 10:56:43
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...
13 11 2024 0:55:31
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
12 11 2024 14:29:26
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
11 11 2024 17:22:13
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
10 11 2024 1:30:59
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....
09 11 2024 22:52:32
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
08 11 2024 1:35:53
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
07 11 2024 22:42:16
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
06 11 2024 20:32:50
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
05 11 2024 1:19:18
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...
04 11 2024 11:47:36
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
03 11 2024 5:16:41
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...
02 11 2024 20:26:53
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
01 11 2024 1:50:49
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
31 10 2024 12:19:56
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...
30 10 2024 9:20:43
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
29 10 2024 18:51:12
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
28 10 2024 21:24:39
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
27 10 2024 17:39:25
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
26 10 2024 5:40:22
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
25 10 2024 21:34:48
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
24 10 2024 5:23:36
Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...
23 10 2024 0:39:43
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
22 10 2024 3:33:43
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
21 10 2024 9:34:54
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
20 10 2024 4:27:12
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
19 10 2024 13:25:52
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
18 10 2024 18:28:24
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
17 10 2024 7:35:18
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
16 10 2024 2:18:37
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
15 10 2024 2:46:46
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...
14 10 2024 7:26:11
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
13 10 2024 11:10:50
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
12 10 2024 12:50:13
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
11 10 2024 14:14:41
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
10 10 2024 12:38:12
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
09 10 2024 5:18:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::