Тема урока: "Свалка по имени Земля" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


При проведении урока по данной теме использовалась технология проекта.

Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом класс делится на группы, определяются проблемы по теме урока, проходит сбор материала и его первичная обработка, на втором обсуждение материалов, полученных результатов и подведение итогов.

Каждая группа учащихся в процессе работы должна быть нацелена на решение определенных проблем. В данном случае таковыми являются:

  • теоретические аспекты загрязнения планеты Земля;
  • уменьшение воздействия свалок на окружающую среду;
  • исследование данной проблемы в своем микрорайоне;
  • решение проблемы загрязнения окружающей среды.

Тип урока: защита проекта.

Цель проекта: Формирование экоцентрического экологического сознания личности учащихся.

Задачи:

  • обеспечить осмысление школьниками сущности экологических проблем;
  • формировать способы работы с информацией (контент-анализ информационных источников, приемы обобщения и др.);
  • развивать самооценку, обеспечить воспитание в духе нравственно-экологического императива.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм по экологии “Жить или не жить”, плакаты для защиты исследовательской части проекта, визитки, установленные на столах и сообщающие тему над которой работала данная группа, сигнальные карточки зеленого и красного цветов.

Учитель: Здравствуйте! Уважаемые гости, сегодня мы с вами присутствуем на презентации проекта “Свалка по имени Земля”. Это заключительный этап, работы старшеклассников над одной из проблем антропогенного воздействия и сейчас я передаю слово ведущему проекта.

Ведущий: История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 миллиардов раз и принять время ее жизни за 1 год, то человек родился 31 декабря в 16 часов, сельским хозяйством начал заниматься в 23 часа 58 минут, а весь период научно-технической революции, когда его влияние на природу стало особенно пагубным, составил всего 2 секунды. Но эти секунды истории планеты — трагические.

Проблема загрязнения планеты комплексная, поэтому было сформировано несколько экспертных групп, которые работали над составляющими этой проблемы. Первая группа экспертов познакомит нас с теоретическими аспектами загрязнения окружающей среды. Сейчас я предлагаю заслушать результаты их исследований.

1 группа, 1 уч-ся: В наше время резко обозначился конфликт основных частей социоприродной экосистемы – общества и природы. Совершенно очевидно, что инициатором этого конфликта является не природа. Что же общество делает не так, в чем конкретно выражается его неправильное отношение к природе?

Кинофрагмент (5 мин).

В экологии понятие “загрязнение” имеет более широкое значение, чем в быту. Загрязнителями считают не только твердые, жидкие и газообразные вещества, но и электромагнитное излучение, тепло, шум. (Работа со схемой. Приложение 1)

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% -идет... в отходы. Львиная доля потрeбления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров пpaктически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выбрасываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации и это именно та проблема, в решении которой мы можем принять самое непосредственное участие.

2 учащийся. На территории Московского региона проживает около 17 млн. человек, что составляет 7 часть населения России. Ежегодно в регионе образуется около б млн. тонн твердых бытовых и 19 млн тонн промышленных и сельскохозяйственных отходов. Площадь отчуждения под свалки уже сегодня составляет 0,2 % территории области.

Настоящим бичом для Московской области стали несанкционированные свалки. Количество таких свалок пpaктически не поддается учету.

Проведем анализ воздействия отходов на компоненты окружающей среды. Свалка загрязняет почвы, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном горизонте и в водоемах (Приложение № 2). Вокруг свалок зачастую распространяются неприятные запахи, они уpoдуют эстетический вид ландшафта. Атмосферные осадки, фильтруясь через отходы, могут значительно изменять геохимические параметры, становясь агрессивными к горным породам, подстилающим тело свалки.

В таблице (Приложение 3) дана краткая хаpaктеристика возможного воздействия стихийной свалки на компоненты окружающей среды. Отсюда видно, что стихийные свалки оказывают прямое и опосредованное воздействие на все компоненты окружающей среды человека, как природные, так и антропогенные.

Ведущий: Большое спасибо 1 группе экспертов за подробную информацию. Выяснив, какие негативные последствия вызывают свалки, попытаемся ответить на вопрос: может ли человек уменьшить воздействие свалок на окружающую среду. Этой проблемой занималась 2 группа экспертов. Вам слово ребята.

1 уч-ся 2 группы. Во всех странах состав твердых бытовых отходов (ТБО) довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки, пластмассы, ткани и металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины ).

В целом переработка каждой из фpaкций ТБО проблемы не составляет, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.

1. Захоронение.

Это самый антиэкологичный вариант. Воздействие свалки на окружающую среду мы уже рассмотрели. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигаюших заводах (МСЗ удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час.) Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят МСЗ и постепенно закрывают имеющиеся.

3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции, но после этого мусоро-переpaбатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Переpaбатывать ТБО выгодно. На вторичное сырье — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы всегда есть спрос.

2 уч-ся 2 гр. Кардинальным выходом из положения является пересмотр всего производства в целях уменьшения количества отходов. Необходимо повысить эффективность использования материалов: она может быть увеличена в 10 раз и, стало быть, в 10 раз снижено количество потенциальных отходов.

Чтобы существенно изменить ситуацию с накоплением ТБО, нужно превратить их в “хорошие”.

В целом в развитых странах отмечается бесспopный прогресс в этой области. В США с 1990 по 2000 г. уровень вторичного использования ТБО возрос с 8 до 32%. В Канаде 50%-ный уровень переработки ТБО объявлен национальной задачей. 50%-ную отметку преодолело большинство немецких земель и итальянская провинция Милан. Швейцария достигла уровня 53%. Наряду с сортировкой мусора населением, внедряются промышленные линии переработки ТБО с электронными системами распознавания.

Важную роль для переработки ТБО играют экономические стимулы, которые действуют эффективнее, чем социальный фактор, отражающий уровень экологической культуры и осознание населением важности сбора сортированных отходов. Так, например, в Австралии организована раздача комплектов мешков с бирками и проводятся еженедельные розыгрыши призов за участие в сборе раздельных отходов. Мешок победителя проверяется, и если отходы в нем должным образом сортированы, он получает крупный приз экологичный автомобиль или путевку на отдых на Карибское море. В некоторых городах Бразилии жители получают плату за сортированные отходы, доставленные ими в местный пункт сбора.

Для улучшения ситуации необходимо внедрить принцип многократного использования товаров, завершающееся их переработкой.

При этом снижается использование ресурсов, затрачиваемых на единицу продукции, покупка во многих случаях заменяется арендой (прокат автомобилей), индивидуальное потрeбление – совместным использованием (коллективные прачечные), развивается сеть местных мастерских, где оперативно ремонтируется бытовая техника, и т.д.

При общем прогрессе решения проблемы ТБО в странах Европы отстающей считается Великобритания, в которой переpaбатывается только 10% отходов.

Что же тогда говорить о России!

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Переpaбатывается не более 2%, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых потому что значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фpaкций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более просто организованных контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок.

Да, полностью избавиться от отходов невозможно, какую-то их часть придется захоранивать. Тем не менее, человечество может резко снизить количество отходов, оказывающих пагубное влияние на окружающую среду.

Ведущий: Безусловно, в своем выступлении ребята затронули очень злободневную для нашего села тему. “Стихийные” свалки. Они растут как грибы после дождя. О том, как обстоят дела в нашей местности и как население относится к проблеме стихийных свалок нам расскажет третья группа учащихся.

1 уч-ся 3 гр. В осуществлении этой части проекта большую помощь нам оказали учащиеся 6 классов, за что мы им очень благодарны. Ребята провели анкетирование жителей улиц с. Ашиткова, примыкающих непосредственно к лесному массиву. Поводом для этого послужило летнее обследование территории школьного лесничества на предмет возникновения стихийных свалок.

Уже много лет мы почти безрезультатно боремся с этими свалками, собирая мусор, вывозя и закапывая его (фото). Выяснить причины такого положения мы решили при помощи опроса местного населения, и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.

Посмотрим, какие результаты были получены после обработки нами опросных листов.

Всего в опросе приняло участие 89 человек, жителей улиц Зеленая, 40 лет Победы, Лесная.

Работа по диаграммам, составленным по анкетам (Приложение 4).

В числе самых действенных мер по наведению порядка жители села видят увеличение числа мусорных контейнеров на улицах села (39%) и взымание штрафов с людей, засоряющих окружающую среду(20%). О необходимости агитационной работы говорят 13% опрошенных, о проведении субботников – 16%.

Выявив проблему загрязнения окружающей среды и отсутствия культуры у определенной части населения, мы предлагаем следующие пути ее решения.

1. Провести беседы в младших классах школы.

2. Изготовить и распространить среди местного населения листовки экологического содержания.

3. Совместно с работниками Виноградовского лесхоза изготовить и установить в лесу аншлаги.

4. 22 апреля в День Земли принять участие в субботнике по уборке территории и привлечь к этой акции местное население.

5. Привлечь внимание должностных лиц к существующей проблеме.

Ведущий: Сделан первый шаг, впереди большая, целенаправленная и интересная работа по реализации задуманного.

Конечно, каждый из нас в ответе за свои поступки и начинать нужно с себя.

Давайте представим себе такую ситуацию. На вашей даче, которая расположена в с. Ашитково за год накопился крупный бытовой мусор. Вы собрали его в мешки и повезли на местный полигон по захоронению отходов на своей машине. При въезде на свалку стоит шлагбаум и дежурит сторож, который не разрешает вам выбросить мусор на свалку, пока вы не оплатите в г. Воскресенске эту услугу. На столах у вас лежат карточки двух цветов.Проголосуйте зеленой карточкой, если вы последуете заведенным правилам, и красной – если постараетесь избавиться от мусора, выбросив его где-нибудь по дороге. (Подсчет голосов ведет счетная группа).

И все же решать проблему отходов необходимо в глобальном масштабе. Что может сделать человек разумный в сложившейся ситуации.

4 группа

Вспомним сколько прекрасного создано человеком на Земле, сколько созвучного, соразмерного природе. Значит и сегодня он может, он обязан вернуться к согласию с ней. Найти путь от пропасти, единственно верный путь! Не назад! Дороги в прошлое нет. Человек не может отказаться от благ, заработанных его творчеством и трудом. Но он не может идти в безрассудное никуда по останкам живого. Человек разумный должен выбрать новую модель эволюции, новую стратегию, стратегию устойчивого развития.

У истоков этой стратегии стоял великий ученый и гражданин России Владимир Иванович Вернадский. Он говорил о непреодолимой силе разума. Это она вывела человека из первобытного состояния, она поставила его вровень cо стихийными силами природы, и она же когда-нибудь, окутает нашу Землю облаком мыслей, сферой разума, ноосферой. Это будет царство гармонии человеческой личности, общества и природы. На этом пути у России своя особая роль.

Мы, россияне, сделали не меньше других для наступления катастрофы. Мы больны всеми бедами человечества, но у нас есть одно из самых больших богатств в мире! Половина нашей страны -нетронутая природа, зеленые легкие планеты, резервуары чистой воды – это золотой экологический фонд Земли. Это надежда биосферы, ее последний рубеж.

Нас всего 150 млн. Чтобы нормально жить, нам не нужно столько пашни, столько шахт, столько нефтяных скважин. Для блага всего человечества мы должны сохранить и расширить нетронутую Россию. Мы должны по крупицам отдать свой долг природе.

Кинофрагмент.

Над человечеством нависла страшная угроза – угроза экологической катастрофы. Эта катастрофа может произойти не в результате каких-то чрезвычайных ситуаций , а потому что человечество избрало ошибочный путь развития, при котором уничтожается природная среда. Сейчас Россия занята поиском национальной цели, поиском идеи, которая могла бы объединить всех в нашей стране для решения позитивных задач.

Я уверен, что самая подходящая идея, идея природоохранная. Наш народ может сохранить то бесценное экологическое богатство, которое у нас есть на благо всего человечества, на благо самому себе. И именно это вполне может стать нашей самой важной национальной задачей.

И только с помощью экологии можно дописать сценарий счастливого конца этой истории и указать человечеству путь к обществу устойчивого развития, в котором природопользование рационально: ресурсы не истощаются, среда не загрязняется и процветание нынешнего поколения не лишает потомков возможности нормальной жизни.

Ведущий: Спасибо за ваше выступление. Подведем итоги голосования. (Если результаты оказываются неутешительными, вопрос к залу: что делать в сложившейся ситуации? Ответ: Принимать решения на благо людей, например выдать сторожу квитанции и пусть он принимает плату на месте. .Если результаты положительные, то можно сделать вывод о том, что определенные сдвиги к лучшему в сознании людей уже произошли, а значит есть надежда на благополучное будущее планеты.)

Вопросы в зал: Какие пути выхода из сложившейся ситуации предложите вы? Мнения детей.

Учитель: Я благодарю учащихся 11-го класса за работу над проектом, за проявленную инициативу. Я уверена что знания, полученные вами в ходе подготовки к уроку, позволят вам в дальнейшем принимать экологически грамотные решения, независимо от вашей будущей профессии.

Следующий урок итоговый по теме “Экология”. Повторите пожалуйста изученный материал по данной теме.


Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

06 02 2023 22:35:40

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

05 02 2023 14:38:47

Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра


    Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра

      Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....

04 02 2023 0:49:18

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

03 02 2023 4:29:40

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

02 02 2023 16:54:37

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

01 02 2023 8:33:14

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

31 01 2023 11:10:37

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

30 01 2023 11:20:41

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

29 01 2023 12:58:38

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

28 01 2023 3:11:14

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

27 01 2023 4:43:25

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

26 01 2023 21:13:53

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"


    Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

      Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

25 01 2023 11:47:57

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

24 01 2023 8:38:53

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

23 01 2023 5:29:28

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

22 01 2023 15:31:27

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

21 01 2023 23:10:56

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

20 01 2023 20:54:36

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

19 01 2023 9:18:51

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

18 01 2023 18:14:28

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

17 01 2023 7:55:27

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

16 01 2023 21:16:12

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

15 01 2023 10:33:27

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

14 01 2023 6:54:10

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

13 01 2023 12:21:20

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

12 01 2023 19:19:58

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

11 01 2023 20:48:22

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

10 01 2023 21:30:12

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

09 01 2023 9:45:45

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

08 01 2023 13:13:15

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

07 01 2023 8:19:56

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

06 01 2023 0:28:41

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

05 01 2023 9:50:49

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

04 01 2023 4:13:41

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

03 01 2023 2:24:44

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

02 01 2023 15:47:17

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

01 01 2023 5:30:18

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

31 12 2022 21:48:31

Программа элективного курса "Основы медицинской генетики". 11-й класс


    Программа элективного курса "Основы медицинской генетики". 11-й класс

      Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...

30 12 2022 3:29:33

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

29 12 2022 12:31:33

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

28 12 2022 18:43:26

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

27 12 2022 8:34:10

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"


    Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

      Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

26 12 2022 1:13:44

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

25 12 2022 22:35:52

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

24 12 2022 21:39:36

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

23 12 2022 22:17:28

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

22 12 2022 23:31:45

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

21 12 2022 3:25:41

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

20 12 2022 16:43:24

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

19 12 2022 7:53:57

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::