Тема урока: "Свалка по имени Земля"
При проведении урока по данной теме использовалась технология проекта.
Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом класс делится на группы, определяются проблемы по теме урока, проходит сбор материала и его первичная обработка, на втором обсуждение материалов, полученных результатов и подведение итогов.
Каждая группа учащихся в процессе работы должна быть нацелена на решение определенных проблем. В данном случае таковыми являются:
- теоретические аспекты загрязнения планеты Земля;
- уменьшение воздействия свалок на окружающую среду;
- исследование данной проблемы в своем микрорайоне;
- решение проблемы загрязнения окружающей среды.
Тип урока: защита проекта.
Цель проекта: Формирование экоцентрического экологического сознания личности учащихся.
Задачи:
- обеспечить осмысление школьниками сущности экологических проблем;
- формировать способы работы с информацией (контент-анализ информационных источников, приемы обобщения и др.) ;
- развивать самооценку, обеспечить воспитание в духе нравственно-экологического императива.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм по экологии “Жить или не жить”, плакаты для защиты исследовательской части проекта, визитки, установленные на столах и сообщающие тему над которой работала данная группа, сигнальные карточки зеленого и красного цветов.
Учитель: Здравствуйте! Уважаемые гости, сегодня мы с вами присутствуем на презентации проекта “Свалка по имени Земля”. Это заключительный этап, работы старшеклассников над одной из проблем антропогенного воздействия и сейчас я передаю слово ведущему проекта.
Ведущий: История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 миллиардов раз и принять время ее жизни за 1 год, то человек родился 31 декабря в 16 часов, сельским хозяйством начал заниматься в 23 часа 58 минут, а весь период научно-технической революции, когда его влияние на природу стало особенно пагубным, составил всего 2 секунды. Но эти секунды истории планеты — трагические.
Проблема загрязнения планеты комплексная, поэтому было сформировано несколько экспертных групп, которые работали над составляющими этой проблемы. Первая группа экспертов познакомит нас с теоретическими аспектами загрязнения окружающей среды. Сейчас я предлагаю заслушать результаты их исследований.
1 группа, 1 уч-ся: В наше время резко обозначился конфликт основных частей социоприродной экосистемы – общества и природы. Совершенно очевидно, что инициатором этого конфликта является не природа. Что же общество делает не так, в чем конкретно выражается его неправильное отношение к природе?
Кинофрагмент (5 мин).
В экологии понятие “загрязнение” имеет более широкое значение, чем в быту. Загрязнителями считают не только твердые, жидкие и газообразные вещества, но и электромагнитное излучение, тепло, шум. (Работа со схемой. Приложение 1)
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% -идет... в отходы. Львиная доля потрeбления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров пpaктически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выбрасываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации и это именно та проблема, в решении которой мы можем принять самое непосредственное участие.
2 учащийся. На территории Московского региона проживает около 17 млн. человек, что составляет 7 часть населения России. Ежегодно в регионе образуется около б млн. тонн твердых бытовых и 19 млн тонн промышленных и сельскохозяйственных отходов. Площадь отчуждения под свалки уже сегодня составляет 0,2 % территории области.
Настоящим бичом для Московской области стали несанкционированные свалки. Количество таких свалок пpaктически не поддается учету.
Проведем анализ воздействия отходов на компоненты окружающей среды. Свалка загрязняет почвы, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном горизонте и в водоемах (Приложение № 2). Вокруг свалок зачастую распространяются неприятные запахи, они уpoдуют эстетический вид ландшафта. Атмосферные осадки, фильтруясь через отходы, могут значительно изменять геохимические параметры, становясь агрессивными к горным породам, подстилающим тело свалки.
В таблице (Приложение 3) дана краткая хаpaктеристика возможного воздействия стихийной свалки на компоненты окружающей среды. Отсюда видно, что стихийные свалки оказывают прямое и опосредованное воздействие на все компоненты окружающей среды человека, как природные, так и антропогенные.
Ведущий: Большое спасибо 1 группе экспертов за подробную информацию. Выяснив, какие негативные последствия вызывают свалки, попытаемся ответить на вопрос: может ли человек уменьшить воздействие свалок на окружающую среду. Этой проблемой занималась 2 группа экспертов. Вам слово ребята.
1 уч-ся 2 группы. Во всех странах состав твердых бытовых отходов (ТБО) довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки, пластмассы, ткани и металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины ).
В целом переработка каждой из фpaкций ТБО проблемы не составляет, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. Захоронение.
Это самый антиэкологичный вариант. Воздействие свалки на окружающую среду мы уже рассмотрели. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигаюших заводах (МСЗ удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час.) Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят МСЗ и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции, но после этого мусоро-переpaбатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Переpaбатывать ТБО выгодно. На вторичное сырье — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы всегда есть спрос.
2 уч-ся 2 гр. Кардинальным выходом из положения является пересмотр всего производства в целях уменьшения количества отходов. Необходимо повысить эффективность использования материалов: она может быть увеличена в 10 раз и, стало быть, в 10 раз снижено количество потенциальных отходов.
Чтобы существенно изменить ситуацию с накоплением ТБО, нужно превратить их в “хорошие”.
В целом в развитых странах отмечается бесспopный прогресс в этой области. В США с 1990 по 2000 г. уровень вторичного использования ТБО возрос с 8 до 32%. В Канаде 50%-ный уровень переработки ТБО объявлен национальной задачей. 50%-ную отметку преодолело большинство немецких земель и итальянская провинция Милан. Швейцария достигла уровня 53%. Наряду с сортировкой мусора населением, внедряются промышленные линии переработки ТБО с электронными системами распознавания.
Важную роль для переработки ТБО играют экономические стимулы, которые действуют эффективнее, чем социальный фактор, отражающий уровень экологической культуры и осознание населением важности сбора сортированных отходов. Так, например, в Австралии организована раздача комплектов мешков с бирками и проводятся еженедельные розыгрыши призов за участие в сборе раздельных отходов. Мешок победителя проверяется, и если отходы в нем должным образом сортированы, он получает крупный приз экологичный автомобиль или путевку на отдых на Карибское море. В некоторых городах Бразилии жители получают плату за сортированные отходы, доставленные ими в местный пункт сбора.
Для улучшения ситуации необходимо внедрить принцип многократного использования товаров, завершающееся их переработкой.
При этом снижается использование ресурсов, затрачиваемых на единицу продукции, покупка во многих случаях заменяется арендой (прокат автомобилей), индивидуальное потрeбление – совместным использованием (коллективные прачечные), развивается сеть местных мастерских, где оперативно ремонтируется бытовая техника, и т.д.
При общем прогрессе решения проблемы ТБО в странах Европы отстающей считается Великобритания, в которой переpaбатывается только 10% отходов.
Что же тогда говорить о России!
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Переpaбатывается не более 2%, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых потому что значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фpaкций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более просто организованных контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок.
Да, полностью избавиться от отходов невозможно, какую-то их часть придется захоранивать. Тем не менее, человечество может резко снизить количество отходов, оказывающих пагубное влияние на окружающую среду.
Ведущий: Безусловно, в своем выступлении ребята затронули очень злободневную для нашего села тему. “Стихийные” свалки. Они растут как грибы после дождя. О том, как обстоят дела в нашей местности и как население относится к проблеме стихийных свалок нам расскажет третья группа учащихся.
1 уч-ся 3 гр. В осуществлении этой части проекта большую помощь нам оказали учащиеся 6 классов, за что мы им очень благодарны. Ребята провели анкетирование жителей улиц с. Ашиткова, примыкающих непосредственно к лесному массиву. Поводом для этого послужило летнее обследование территории школьного лесничества на предмет возникновения стихийных свалок.
Уже много лет мы почти безрезультатно боремся с этими свалками, собирая мусор, вывозя и закапывая его (фото). Выяснить причины такого положения мы решили при помощи опроса местного населения, и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
Посмотрим, какие результаты были получены после обработки нами опросных листов.
Всего в опросе приняло участие 89 человек, жителей улиц Зеленая, 40 лет Победы, Лесная.
Работа по диаграммам, составленным по анкетам (Приложение 4).
В числе самых действенных мер по наведению порядка жители села видят увеличение числа мусорных контейнеров на улицах села (39%) и взымание штрафов с людей, засоряющих окружающую среду(20%). О необходимости агитационной работы говорят 13% опрошенных, о проведении субботников – 16%.
Выявив проблему загрязнения окружающей среды и отсутствия культуры у определенной части населения, мы предлагаем следующие пути ее решения.
1. Провести беседы в младших классах школы.
2. Изготовить и распространить среди местного населения листовки экологического содержания.
3. Совместно с работниками Виноградовского лесхоза изготовить и установить в лесу аншлаги.
4. 22 апреля в День Земли принять участие в субботнике по уборке территории и привлечь к этой акции местное население.
5. Привлечь внимание должностных лиц к существующей проблеме.
Ведущий: Сделан первый шаг, впереди большая, целенаправленная и интересная работа по реализации задуманного.
Конечно, каждый из нас в ответе за свои поступки и начинать нужно с себя.
Давайте представим себе такую ситуацию. На вашей даче, которая расположена в с. Ашитково за год накопился крупный бытовой мусор. Вы собрали его в мешки и повезли на местный полигон по захоронению отходов на своей машине. При въезде на свалку стоит шлагбаум и дежурит сторож, который не разрешает вам выбросить мусор на свалку, пока вы не оплатите в г. Воскресенске эту услугу. На столах у вас лежат карточки двух цветов.Проголосуйте зеленой карточкой, если вы последуете заведенным правилам, и красной – если постараетесь избавиться от мусора, выбросив его где-нибудь по дороге. (Подсчет голосов ведет счетная группа).
И все же решать проблему отходов необходимо в глобальном масштабе. Что может сделать человек разумный в сложившейся ситуации.
4 группа
Вспомним сколько прекрасного создано человеком на Земле, сколько созвучного, соразмерного природе. Значит и сегодня он может, он обязан вернуться к согласию с ней. Найти путь от пропасти, единственно верный путь! Не назад! Дороги в прошлое нет. Человек не может отказаться от благ, заработанных его творчеством и трудом. Но он не может идти в безрассудное никуда по останкам живого. Человек разумный должен выбрать новую модель эволюции, новую стратегию, стратегию устойчивого развития.
У истоков этой стратегии стоял великий ученый и гражданин России Владимир Иванович Вернадский. Он говорил о непреодолимой силе разума. Это она вывела человека из первобытного состояния, она поставила его вровень cо стихийными силами природы, и она же когда-нибудь, окутает нашу Землю облаком мыслей, сферой разума, ноосферой. Это будет царство гармонии человеческой личности, общества и природы. На этом пути у России своя особая роль.
Мы, россияне, сделали не меньше других для наступления катастрофы. Мы больны всеми бедами человечества, но у нас есть одно из самых больших богатств в мире! Половина нашей страны -нетронутая природа, зеленые легкие планеты, резервуары чистой воды – это золотой экологический фонд Земли. Это надежда биосферы, ее последний рубеж.
Нас всего 150 млн. Чтобы нормально жить, нам не нужно столько пашни, столько шахт, столько нефтяных скважин. Для блага всего человечества мы должны сохранить и расширить нетронутую Россию. Мы должны по крупицам отдать свой долг природе.
Кинофрагмент.
Над человечеством нависла страшная угроза – угроза экологической катастрофы. Эта катастрофа может произойти не в результате каких-то чрезвычайных ситуаций , а потому что человечество избрало ошибочный путь развития, при котором уничтожается природная среда. Сейчас Россия занята поиском национальной цели, поиском идеи, которая могла бы объединить всех в нашей стране для решения позитивных задач.
Я уверен, что самая подходящая идея, идея природоохранная. Наш народ может сохранить то бесценное экологическое богатство, которое у нас есть на благо всего человечества, на благо самому себе. И именно это вполне может стать нашей самой важной национальной задачей.
И только с помощью экологии можно дописать сценарий счастливого конца этой истории и указать человечеству путь к обществу устойчивого развития, в котором природопользование рационально: ресурсы не истощаются, среда не загрязняется и процветание нынешнего поколения не лишает потомков возможности нормальной жизни.
Ведущий: Спасибо за ваше выступление. Подведем итоги голосования. (Если результаты оказываются неутешительными, вопрос к залу: что делать в сложившейся ситуации? Ответ: Принимать решения на благо людей, например выдать сторожу квитанции и пусть он принимает плату на месте. .Если результаты положительные, то можно сделать вывод о том, что определенные сдвиги к лучшему в сознании людей уже произошли, а значит есть надежда на благополучное будущее планеты.)
Вопросы в зал: Какие пути выхода из сложившейся ситуации предложите вы? Мнения детей.
Учитель: Я благодарю учащихся 11-го класса за работу над проектом, за проявленную инициативу. Я уверена что знания, полученные вами в ходе подготовки к уроку, позволят вам в дальнейшем принимать экологически грамотные решения, независимо от вашей будущей профессии.
Следующий урок итоговый по теме “Экология”. Повторите пожалуйста изученный материал по данной теме.
Комментарии:
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
27 04 2025 21:57:35
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
26 04 2025 23:43:47
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
25 04 2025 12:51:50
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
24 04 2025 9:38:44
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
23 04 2025 19:15:32
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
22 04 2025 3:13:24
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
21 04 2025 17:20:13
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
20 04 2025 1:52:16

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
19 04 2025 16:41:14
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
18 04 2025 16:44:47
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
17 04 2025 5:59:58
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
16 04 2025 17:14:48
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
15 04 2025 15:58:34
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
14 04 2025 3:42:23
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
13 04 2025 5:20:44
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
12 04 2025 5:11:25
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
11 04 2025 1:45:27

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
10 04 2025 6:17:30
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
09 04 2025 20:37:53
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
08 04 2025 8:48:38
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
07 04 2025 11:50:56
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
06 04 2025 17:55:55
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
05 04 2025 13:30:44
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
04 04 2025 4:23:24
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
03 04 2025 12:53:29
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
...
02 04 2025 0:44:52
Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....
01 04 2025 21:32:22
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
31 03 2025 1:34:12
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
30 03 2025 10:50:56
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
29 03 2025 20:35:55
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
28 03 2025 4:40:59
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
27 03 2025 10:40:23
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
26 03 2025 15:33:50
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
25 03 2025 1:21:25
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
24 03 2025 10:33:47
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
23 03 2025 16:46:23
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
22 03 2025 14:20:57
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
21 03 2025 3:29:15
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
20 03 2025 22:35:48
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
19 03 2025 2:51:35
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
18 03 2025 22:18:36
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
17 03 2025 4:15:29
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
16 03 2025 16:33:44
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
15 03 2025 10:48:50
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
14 03 2025 9:42:55
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
13 03 2025 17:15:36
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
12 03 2025 12:48:31
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
11 03 2025 11:38:58
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
10 03 2025 7:13:14
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
09 03 2025 8:21:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::