Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

В течении длительного времени исследовательская деятельность считалась приоритетным направлением деятельности студентов и взрослых. Сейчас ученическое исследование это часть, фрагмент учебно-воспитательной деятельности, так как перед школьным образованием стоит очень сложная задача – выработка новых подходов, новых технологий, коренного изменения образования. Сегодня процесс обучения и воспитания происходит с принципом научности, с использованием инновационных идей и направлений, способствующих росту творческого и интеллектуального потенциала у учащихся, познавательной деятельности, самостоятельности. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности.
Осознавая значимость исследовательской деятельности в личностном росте школьников, я работаю над темой: « Формирование у учащихся исследовательских умений и навыков на уроках биологии ». Основная цель – формирование аналитического мышления, а приоритетной задачей являются поддержание интереса к предмету, желания и потребности решить научную проблему. Исследовательская деятельность в преподавании биологии, позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету ,но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует профессиональной деятельности.
Из опыта работы могу сказать, что исследовательскую деятельность можно построить в рамках обычного урока. Важна лишь правильная постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач. В системе такой работы, происходит переход трaнcляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися при анализе имеющейся литературы (учебники, дополнительные источники информации), при самостоятельном наблюдении или экспериментальной ( лабораторной) работе у ребенка формируется понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений, ученик получает более глубокие знания по теме урока. Учитель должен четко понимать ход деятельности во время занятий, как дети будут работать – индивидуально или в группе. Очень важно и то, чтобы после исследования, решения конкретных задач провели обобщение полученных результатов, провели анализ, сделали вывод. Функции учителя заключается в координации хода урока, поддержании непрерывной связи ученик – учитель, в поощрении учеников. Например, при изучении темы: «Абиотические факторы живых организмов» в 9 классе, дети проводили исследовательскую работу на тему «Исследование воды из крана», основной целью которой – изучить внешние свойства и химический состав воды из крана которой пользуются население г. Тетюши. При этом использовали разные методы : изучили литературу, провели социологический опрос, провели лабораторное исследование, используя аналитический и статистический анализ.
Исследовательская деятельность занимает много времени, поэтому эффективно проводить такие работы во внеурочное время или в рамках элективных курсов. Такая работа ведется и у нас в школе. По программе пред профильной подготовки в 9 классе учащиеся изучают элективные курсы «Местная экология». Курс рассчитан на 17 часов. В прошлом году в рамках курса мы проводили исследование загрязненности снега на тему: «Загрязненность снежного покрова г. Тетюши». Считаю, что это прекрасная тема при изучении атмосферы тоже, можно использовать как интегрированный подход в обучении вместе с географией. Учащиеся брали пробы снега из разных пунктов города и контрольную пробу около леса. Провели визуальное исследование, определяли реакцию среды, определяли наличие в пробах тяжелых металлов, а также сульфатов ионов. По результатам исследования сделали вывод, что основными загрязнителями атмосферы являются предприятия, автотрaнcпорт, сами люди. Так проба взятая около РТИ ЧП Артамонова где производится резина, показала наличие тяжелых металлов, а пробы №2 ( взятая около центрального рынка города) оказалась наиболее загрязненной, проба № 5 – комбикормового завода, показала наличие сульфатов ионов, так как оказалась что недалеко находиться сельхоз химия, куда в это время машины возили удобрения. Ребята сделали вывод, что экологическая проблема нашего города не так уж и благоприятная, и выдвинули свои предположения.
Исследовательская деятельность ведется и на кружковых занятиях среди учащихся 5-7 классов, являясь руководителем объединения « Юный биолог» хочу обратить внимание на то, что здесь важно учитывать детей младшего среднего возраста. Поэтому задача учителя – применять все средства педагогического воздействия так, чтобы не оказать негативного влияния на мотивы учащихся. Уже в начале работы, определив непосильную тему, можно отбить охоту заниматься исследованиями, поэтому очень важно подобрать тему, учитывая возрастные особенности и интересы детей. Также в прошлом году мы с ними занимались исследовательской работай на тему « Экология дождевых червей». В результате изучили не только внешнее строение кольчатых червей, но и вели наблюдение за их дневным и ночным образом жизни, убедились, что дождевые черви играют большую роль в почвообразовательном процессе.
Независимо где производится исследование, сущность заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся ( пpaктической и теоретической работе). А деятельность учителя заключается в подборе заданий для управления деятельностью учащихся. Очень важно провести рефлексию, т.е. сделать анализ выполненной работы, планирование на следующий год.
Комментарии:
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
26 12 2025 18:13:40
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
25 12 2025 11:56:13
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
24 12 2025 9:54:54
Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....
23 12 2025 17:46:10
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
22 12 2025 5:45:28
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
21 12 2025 20:46:59
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
20 12 2025 0:25:37
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
19 12 2025 18:15:36
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
18 12 2025 3:42:30
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
17 12 2025 21:41:52
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
16 12 2025 22:37:17
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
15 12 2025 3:26:35
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
14 12 2025 10:11:38
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
13 12 2025 1:53:32
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
12 12 2025 12:34:12
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
11 12 2025 13:30:22
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
10 12 2025 11:59:36
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
09 12 2025 11:32:16
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
08 12 2025 17:28:31
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
07 12 2025 12:21:35
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
06 12 2025 18:29:31
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
05 12 2025 14:47:10
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
04 12 2025 13:27:50
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
03 12 2025 15:23:16
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
02 12 2025 5:55:14
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
01 12 2025 0:40:29
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
30 11 2025 2:42:44
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
29 11 2025 17:13:11
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
28 11 2025 5:18:32
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
27 11 2025 18:14:30
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
26 11 2025 23:49:15
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
25 11 2025 16:45:13
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
24 11 2025 21:10:51
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
23 11 2025 21:35:15
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
22 11 2025 0:56:20
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
21 11 2025 17:54:59
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
20 11 2025 11:37:33
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
19 11 2025 3:45:11
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
18 11 2025 4:18:31
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
17 11 2025 5:29:42
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
16 11 2025 3:19:10
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
15 11 2025 12:18:26
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
14 11 2025 17:40:59
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
13 11 2025 0:39:27
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
12 11 2025 12:51:27
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
11 11 2025 7:13:51
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
10 11 2025 22:17:15
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
09 11 2025 5:51:58
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
08 11 2025 5:16:47
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
07 11 2025 12:18:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев