Внутреннее строение листьев
Цель: познакомить учащихся с внутренним строением листьев, научить различать ткани листа под микроскопом.
Задачи:
- Образовательные: формировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега в связи с выполняемыми функциями; научить различать ткани листа под микроскопом.
- Развивающие: развивать познавательную деятельность через пpaктическую работу с лабораторным оборудованием, работу с учебником, наглядным демонстрационным материалом; формировать умения выделять главное, обобщать, развивать мышление, память, внимание.
- Воспитательные: воспитывать с учетом принципов научной работы при проведении исследований.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация \"Внутреннее строение листьев\" (Приложение 1), световые микроскопы (по 1 на парту) микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, плакат \"Строение листа\", гербарии цветковых растений, учебник И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко \"Биология. 6 класс. Часть 2\".
Оргмомент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.
Здравствуйте! Садитесь! Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с листьями.
Повторение, актуализация знаний.
Для начала давайте вспомним, каковы главные части растения, и к какой из них относятся листья? (Корень, побег. Лист - часть побега).
Попрошу 4 учащихся подготовиться и определить внешнее строение листьев в гербарных экземплярах.
А мы с вами, пока ребята готовятся, давайте отгадаем ботанический кроссворд. (Слайд 1)
Какая ткань отвечает за продвижение по растению минеральных и органических веществ? (проводящая). А какие виды проводящей ткани вам известны? (Сосуды и ситовидные трубки). (Слайд 2).
Как называется ткань, в которой протекает процесс фотосинтеза? (Основная). (Слайд 3).
Эта ткань находится в зоне деления кончика корня. (Образовательная). (Слайд 4).
Какая ткань придает прочность органам растений? (Механическая). (Слайд 5).
Почка, несущая в себе зачаточные бутоны, называется: (Генеративная). (Слайд 6).
Давайте проверим себя. Если мы все отгадали правильно, то в выделенных клеточках появится ботанический термин. (Побег). (Слайд 7).
Теперь ребята, работавшие с гербариями, готовы, давайте послушаем их. (В конце - обязательное оценивание ответов с выставлением отметок).
Изучение нового материала.
Мы с вами уже познакомились с внешним строением листьев, а сегодня на уроке пойдет речь об их внутреннем строении. Запишите дату и тему урока в тетрадь (слайд 8). Давайте сформулируем цель нашего урока: познакомиться с внутренним строением листьев, научиться различать ткани листа под микроскопом.
Внутреннее строение листа.
Сверху лист покрыт кожицей (здесь и далее 2 абзаца - плакат). Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа. Часто на поверхности кожицы образуются выросты - волоски (слайд 9). Они создают опушение на листьях и служат защитой от чрезмерного испарения влаги. Иногда на конце таких волосков находятся пузырьки с эфирными маслами (железистые волоски). Масла испаряются, мы можем чувствовать их запах, а растение опять получает защиту от излишнего испарения и отпугивает таким образом растительноядных насекомых. На поверхности кожицы находится также тонкий защитный слой химических веществ - кутикула, уменьшающая испарение влаги растением.
На нижней стороне листа, среди клеток кожицы, находятся мелкие зелёные клетки, между которыми есть щель. Замыкающие клетки и щель называют устьицем (слайд 10). Какую функцию выполняют устьица? Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты, либо открыты. Посмотрите, пожалуйста, на микрофотографии, сделанные со сканирующего микроскопа. На микропрепаратах нижней кожицы листа растений семейства Мальвовых (слайд 9) и Коммелиновых (слайд 11) отчетливо видны устьица.
Состояние устьиц зависит от разных факторов. Свет, например, способствует размыканию устьиц, а темнота - замыканию (слайд 12). Количество и расположение устьиц у разных растений не одинаково. Они зависят от того, в каких условиях находится растение. Так, например, у засухоустойчивой пшеницы всего 1500 устьиц на 1 см2. У подсолнечника на том же 1 см2 уже 15000 устьиц (слайд 13), а у фасоли - 30000! А болотное растение рогоз имеет 1300 устьиц на 1 мм2 (слайд 14)!
Давайте сами посмотрим на строение кожицы листа под микроскопом. Выполним лабораторную работу. Запишем:
Лабораторная работа.
\"Внутреннее строение листьев\".
Какова цель нашей работы?
Цель: познакомиться с внутренним строением листьев.
Оборудование: световой микроскоп, микропрепараты внутреннего строения листьев.
I. Кожица листа герани.
Выполните рисунок, сделайте подписи. Не забудьте указать увеличение микроскопа. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся при необходимости).
Внутри листа много клеток, содержащих хлорофилл - мякоть (здесь и далее 2 абзаца - плакат). Какую функцию выполняет хлорофилл? Там идёт фотосинтез. Вы уже знаете, что в мякоти листа различают основную или фотосинтезирующую ткань. Она подразделяется на столбчатую и губчатую ткани (слайд 15). Посмотрите, пожалуйста, на рисунки внутреннего строения листа в учебнике (рис. 48 стр. 11 учебника). Сколько слоев столбчатой ткани вы видите? (2). Клетки столбчатой ткани расположены плотно друг к другу, они активно фотосинтезируют, так как содержат 2/3 всех хлоропластов. Ниже находится слой губчатой ткани. Клетки губчатой ткани округлые, более крупные, чем у столбчатой ткани, между ними имеются большие прострaнcтва - межклетники, содержащие воздух. Губчатая ткань приспособлена улавливать рассеянный свет. Такая ткань хорошо развита у теневыносливых растений (слайд 16). На микрофотографии поперечного среза листа черного ореха отчетливо видны и кожица с железистыми волосками, и два слоя основной ткани - столбчатая и губчатая (слайд 17).
В центре листа находится жилка, которая состоит из пучка ситовидных трубок, сосудов и механической ткани. На второй микрофотографии поперечного среза листа черного ореха жилка видна очень хорошо (слайд 18).
Продолжим в тетрадях лабораторную работу и рассмотрим микропрепарат поперечного среза листа камелии.
Выполните рисунок, сделайте подписи. Не забудьте указать увеличение микроскопа и название рассматриваемого микропрепарата. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся при необходимости).
Закрепление.
Скажите, пожалуйста, какие функции выполняет лист растения? Фотосинтеза, испарения воды, газообмена (слайд 19).
Давайте выясним, как мы усвоили сегодняшний материал и ответим на вопросы теста (Приложение 2. Раздается на каждого обучающегося).
Функции листа:
а) газообмен
б) фотосинтез
в) испарение
г) все верно
Наибольшее содержание хлоропластов в ткани листа:
а) покровной
б) основной столбчатой
в) основной губчатой
г) проводящей
Фотосинтез происходит в:
а) лейкопластах
б) хромопластах
в) хлоропластах
г) цитоплазме
Испарение воды происходит главным образом:
а) с верхней стороны поверхности пластинки
б) с нижней стороны поверхности пластинки
в) внутри пластинки
Большее число устьиц на единицу поверхности листа у липы, выросшей:
а) в тени
б) на свету
Взаимопроверка теста: гбвбб. Проверка вопросов теста вслух фронтально в классе.
Сдайте, пожалуйста, тетради с лабораторной работой на проверку.
Домашнее задание.
Прочитать параграф 18, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы. Кто самый внимательный? Описать листья растений, которые растут на вашем огороде.
Индивидуальное творческое домашнее задание на дополнительную оценку: составить кроссворд на тему \"Внутреннее строение листьев\".
Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы.
Источники информации:
- При подготовке презентации за основу взята презентация \"Внутреннее строение листа\" с сайта mirbiologii.ru. Микрофотографии слайдов 2, 4, 10, 11 использованы с сайта http://microskopia-uai.narod.ru/Leaves.html.
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии:
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
24 08 2025 22:51:47
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
23 08 2025 17:29:35
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
22 08 2025 20:43:18
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
21 08 2025 11:27:49
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
20 08 2025 0:12:58
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
19 08 2025 22:25:50
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
18 08 2025 21:47:18
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
17 08 2025 14:24:44
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
16 08 2025 3:14:29

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
15 08 2025 23:31:58
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
14 08 2025 19:15:58
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
13 08 2025 6:47:42
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
12 08 2025 20:53:13
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
11 08 2025 5:51:10
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
10 08 2025 22:47:40
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
09 08 2025 1:15:30
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
08 08 2025 6:40:25

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
07 08 2025 6:19:35
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
06 08 2025 4:15:47
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
05 08 2025 23:21:45
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
04 08 2025 21:18:37
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
03 08 2025 13:55:52

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
02 08 2025 20:48:17
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
01 08 2025 7:22:44
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
31 07 2025 8:38:36
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
30 07 2025 6:25:31

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
29 07 2025 11:56:36
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
28 07 2025 20:17:51
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
27 07 2025 23:46:14
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
26 07 2025 15:28:10
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
25 07 2025 6:34:44
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
24 07 2025 10:26:50

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
23 07 2025 6:13:42
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
22 07 2025 2:39:34
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
21 07 2025 5:57:57
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
20 07 2025 17:18:49
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
19 07 2025 14:26:20
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
18 07 2025 17:21:42
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
17 07 2025 9:29:57
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
16 07 2025 3:43:22
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
15 07 2025 12:15:10
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
14 07 2025 2:56:23
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
13 07 2025 9:34:12
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
12 07 2025 0:47:30
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
11 07 2025 11:44:22
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
10 07 2025 4:52:30
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
09 07 2025 13:17:35
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
08 07 2025 22:22:21
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
07 07 2025 14:48:54
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
06 07 2025 17:30:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::