Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

Цели урока:
Обучающие:
- закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений;
- помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.
- продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.
Развивающие:
- развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;
- развивать способность к рефлексии и самоактуализации;
- развивать культуру общения и навыки коммуникации.
Задачи урока:
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умение высказывать свою версию (регулятивные УУД);
- выpaбатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формировать устную речь (коммуникативные УУД);
- развивать умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека (личностные УУД);
- развивать умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей пpaктической деятельности (познавательные УУД).
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.
- Метапредметные: учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, выpaбатывать единое мнение, аргументированно высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.
- Личностные: у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Оборудование:
- гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи, папоротники);
- компьютер, интеpaктивная доска;
- электронное учебное пособие: “Биология. 6 класс” (фирма “1С: школа”);
- презентация учителя к уроку №26;
- учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Пономарёвой (И.Н.Пономарёва, О.А Корнилова, В.С.Кучменко) “Биология. 6 класс”- 3 издание, Москва, изд-во “Вентана граф”, 2009г.
Методы и формы обучения:
- объяснительно-иллюстративные;
- слово учителя;
- частично-поисковый метод;
- индивидуальная и фронтальная работа учащихся.
Организационная структура урока.
Этап “Организационный момент”.
- Психологический настрой учащихся;
- предварительная организация класса;
- вызов, самоопределение и мотивация.
Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок (презентация – слайд №1).
Этап “Актуализация опopных знаний учащихся”.
Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №2,3,4)
Презентация.
Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:
- мох
- хвощ
- папоротник
- хвойное растение
- цветковые растения.
Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.
Задание классу: в тексте параграфа № 42 найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)
Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.
Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №5)
- Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.)
Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).
Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).
Учитель: По способу питания покрытосеменные растения являются автотрофами, но среди них встречаются гетеротрофы. Это растения паразиты и насекомоядные растения. Обратите Ваше внимание на слайды презентации №№ 6,7,8. (приложение №1).
Задание: найти в тексте учебника на странице 30 ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №9).
Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они допустили несколько неточностей. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с хаpaктеристикой и найти ошибки в описании. В выполнении этой трудной задачи вам помогут гербарии. На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые.
Вы должны разложить цветковые растения на две группы, ориентируясь на названия этикеток с обозначением принадлежности к семейству, и определить класс растения (приложение №2).
Двудольные растения | Однодольные растения |
Зародыш семени с _____ семядолями. (Вписать количество) Запасные питательные вещества семени находятся в эндоcпepме. (Найти ошибку в тексте) Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование. (Выбрать правильные определения и подчеркнуть) Черешок листа есть или нет. (Подчеркнуть правильный ответ) Корневая система – мочковатая, стержневая. (Подчеркнуть правильный ответ) Проводящая система в стeбле состоит из многих отдельных пучков. (Найти ошибку в тексте) Обычно древесные и травянистые формы. (Найти ошибку в тексте) |
Зародыш семени с _______ семядолей. (Вписать количество) Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше. (Найти ошибку в тексте) Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование. (Выбрать правильные определения и подчеркнуть) Черешок листа есть или нет. (Подчеркнуть правильный ответ) Корневая система – мочковатая, стержневая. (Подчеркнуть правильный ответ) Проводящая система в стeбле имеет кольцевое строение. (Найти ошибку в тексте) Обычно травы, редко древесные формы. (Найти ошибку в тексте) |
Этап “Закрепление знаний”.
В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания электронного учебного пособия: “Биология. 6 класс” (фирма “1С: школа”); вопросы № 6,7,8,9, 11,13.
Этап “Рефлексия”.
Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:
- что получилось, что не получилось и почему?
- что нового вы узнали?
- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание (дифференцированно)
- Изучить материал параграфа №42 “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)
- Составить и записать в рабочую тетрадь три собственных вопроса к изученному материалу, которые вы зададите своим одноклассникам на следующем уроке. (Повышенный уровень)
- Подготовить таблицу сравнения голосеменных и покрытосеменных растений, изучая материалы параграфов №41 и 42, дополнительные интернет-источники.
Литература.
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Пономарёвой (И.Н.Пономарёва, О.А Корнилова, В.С.Кучменко) “Биология. 6 класс”- 3 издание, Москва, изд-во “Вентана граф”, 2010г.
- Биология. 6 класс. Опopные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
06 07 2022 0:27:42
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
05 07 2022 20:11:13
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
04 07 2022 11:21:30
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
03 07 2022 4:39:58
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
02 07 2022 14:23:19
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
01 07 2022 18:25:14
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
30 06 2022 11:58:45
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
29 06 2022 3:24:39
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
28 06 2022 16:13:12
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
27 06 2022 11:16:21
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
26 06 2022 0:26:52
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
25 06 2022 22:47:53
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
24 06 2022 10:21:53
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
23 06 2022 14:55:12
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы.
...
22 06 2022 12:20:27
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
21 06 2022 23:56:33
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
20 06 2022 4:31:45
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
19 06 2022 21:43:51
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
18 06 2022 4:59:55
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
17 06 2022 14:48:13
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
16 06 2022 18:36:20
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
15 06 2022 6:22:56
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
14 06 2022 9:29:32
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
13 06 2022 4:50:29
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
12 06 2022 2:43:40
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
11 06 2022 6:10:36
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
10 06 2022 7:50:18
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
09 06 2022 12:35:44
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
08 06 2022 3:41:17
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
07 06 2022 10:17:55
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
06 06 2022 9:44:36
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
05 06 2022 16:44:54
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
04 06 2022 6:21:39
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
03 06 2022 23:22:59
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
02 06 2022 8:10:32
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
01 06 2022 2:43:22
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
31 05 2022 5:36:55
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
30 05 2022 18:48:15
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
29 05 2022 2:54:39
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
28 05 2022 14:44:25
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
27 05 2022 7:45:41
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
26 05 2022 1:12:34
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
25 05 2022 9:41:29
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
24 05 2022 18:32:44
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
23 05 2022 11:31:44
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
22 05 2022 5:52:41
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
21 05 2022 4:16:21
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
20 05 2022 0:39:55
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
19 05 2022 9:54:40
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
18 05 2022 12:45:43
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::