Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.
Задачи урока:
- сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;
- охаpaктеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
- научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
- развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- компьютер,
- тесты,
- рабочие листы,
- сигнальные карточки
Тип урока: урок введения и закрепления нового материала
Методы обучения: проблемный, частично–поисковый
Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа
Эпиграф урока:
“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп) |
1. Приветствие учащихся 2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы. Вопросы:
“Природа не изменна, виды в природе существуют”? (К.Линней). “Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк) 2. Выбирает двух экспертов. 3. Объявляет тему урока. 4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока. 5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов. (Приложение 1) |
1.Учащиеся отвечают на вопросы. 2.Формируют группы. 3. Записывают тему урока в рабочие листы 4. Знакомятся с целями и задачами урока. 5. Знакомятся с содержанием рабочих листов |
2. Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа) |
Учитель: “Всем живым существам
присуща способность пpaктически безграничного
размножения. Например: -самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки; - серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца; - осетр – 2 млн. икринок; - лягушка – 10 тыс. икринок; - мак – 30-40 тыс. семян; - кукушкины слезы -186 тыс. семян; - дафнии за лето дают 1030 особей, что превосходит массу Земли; - одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого 10000 тонн; - 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн; - слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет потомство одной пары составит 19 млн. особей. Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. Вопросы: 1. В чем причина такого явления? 2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития? Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера. Рефлексия деятельности групп. (Эксперты раздают жетоны). Учитель: “Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида. В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”. Вопрос: 3. Что не хватает всем живым организмам для существования? (После обсуждения учитель делает запись на доске) - пищи; - жизненного прострaнcтва; - убежищ; - мест размножения Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции. Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. Вопрос: 4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин? Учитель: Вам предстоит, используя учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника “Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2) Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5) Вопросы: 5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему? 6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции? Вывод: |
Учащиеся высказывают свои
предположения о причинах гибели живых
организмов и записывают ответы группы в рабочие
листы. Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.
Учащиеся записывают правильный ответ Причины, ограничивающие рост численности живых организмов: -природно-климатические факторы; - борьба с особями других видов; - борьба с особями своего вида. Рефлексия личной деятельности. (каждый члeн группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).
Работа с таблицей |
3. Этап первичного закрепления
материала (Индивидуаль-ная и групповая работа) |
Ученикам предлагается индивидуально - Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
(Межвидовая борьба) Деревья, травы - вверх растут задорно, (Межв., внутривидов., борьба с нeблаг. условиями среды) Страшатся щуки крокодила, (Межвидовая борьба) Не знай ты вовсе обо мне! (Паразитизм, межвидовая) Ногам не сносить головы! (Хищник- жертва, межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти); - у приматов пахучие подмышечные железы; - собаки метят территорию мочой. - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая). (Межвидовая)
- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения. Задание: -Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3) Проверка правильности заполнения таблицы |
Учащиеся принимают участие в данном
задании, используя сигнальные карточки: зеленые - внутривидовая борьба; красные – межвидовая борьба; желтые – борьба с нeблагоприятными условиями. (за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)
Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения. Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия” |
4. Рефлексивно-оценочный этап | 1. Тестирование. (Приложение 1.4) 2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование. |
Ученики проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.
|
5. Подведение итогов | Учитель задает вопросы: - Выполнили ли мы все поставленные задачи? - Какой материал поняли полностью или частично? - Насколько активно работали? - Как легче работать в группе или индивидуально? |
Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями. |
6. Постановка домашнего задания (дифференцированно) | Предлагает: 1) изучить материал по §57 и записям в тетради; 2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях школы, по месту жительства, за городом и т. д. (по желанию). |
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости |
Литература.
- А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник “Общая биология” 10-11 класс.
- Лернер Г. И. “Общая биология” поурочные тесты и задания.- М.: “Аквариум”, 1998.
- Сидоров Е. П. “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: “Миф”1994.
- Русских Г. А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003 - №8
- Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007- №6.
- Чернухина И. В. Дидактические стихи на уроках биологии. // Биология в школе 2005-№3.
Комментарии:
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
30 03 2023 21:34:18
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
29 03 2023 2:29:53
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
28 03 2023 14:40:26
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
27 03 2023 13:57:19
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
26 03 2023 6:49:54
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
25 03 2023 6:11:59
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
24 03 2023 2:47:57
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
23 03 2023 1:45:48
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
22 03 2023 18:58:56
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
21 03 2023 13:56:17
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
20 03 2023 19:25:15
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
19 03 2023 1:52:27
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
18 03 2023 18:46:58
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
17 03 2023 19:17:27
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
16 03 2023 13:16:22
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
15 03 2023 18:40:53
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
14 03 2023 15:23:36
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
13 03 2023 3:34:33
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
12 03 2023 12:25:10
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
11 03 2023 8:48:35
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
10 03 2023 21:23:13
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
09 03 2023 6:34:32
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
08 03 2023 11:23:56
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
07 03 2023 3:45:37
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
06 03 2023 16:19:53
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
05 03 2023 22:22:44
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
04 03 2023 3:36:11
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
03 03 2023 5:59:54
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
02 03 2023 19:36:37
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
01 03 2023 9:23:47
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
28 02 2023 8:45:22
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
27 02 2023 6:53:51
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
26 02 2023 9:10:50
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
25 02 2023 2:29:51
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
24 02 2023 10:19:41
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
23 02 2023 17:25:25
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
22 02 2023 22:28:59
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
21 02 2023 13:45:16
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
20 02 2023 16:56:44
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
19 02 2023 22:43:21
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
18 02 2023 13:20:50
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
17 02 2023 9:58:32
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
16 02 2023 21:12:49
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
15 02 2023 14:47:47
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
14 02 2023 13:29:42
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
13 02 2023 1:13:10
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
12 02 2023 0:30:42
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
11 02 2023 12:52:26
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
10 02 2023 11:21:41
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
09 02 2023 16:30:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::