Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.

Задачи урока:

  • сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;
  • охаpaктеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
  • научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
  • развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

  • компьютер,
  • тесты,
  • рабочие листы,
  • сигнальные карточки

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала

Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Эпиграф урока:

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировочно-мотивационный этап

(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп)

1. Приветствие учащихся

2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы.

Вопросы:

  1. Кому принадлежит утверждение:
  2. “Природа не изменна, виды в природе

    существуют”? (К.Линней).

  3. Кому принадлежит труд “Происхождение видов путем естественного отбора”. Ч. Дарвин).
  4. Кому принадлежат слова: “Теория Дарвина – одно из трех величайших открытий ХIХ века после закона сохранения энергии, клеточной теории? Карл Маркс).
  5. Кому принадлежит утверждение:
  6. “Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк)

  7. Назовите основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
  8. Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа .

2. Выбирает двух экспертов.

3. Объявляет тему урока.

4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока.

5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов.

(Приложение 1)

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Формируют группы.

3. Записывают тему урока в рабочие листы

4. Знакомятся с целями и задачами урока.

5. Знакомятся с содержанием рабочих листов

2. Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: “Всем живым существам присуща способность пpaктически безграничного размножения.

Например:

-самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

- серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые

начинают размножаться через 3 месяца;

- осетр – 2 млн. икринок;

- лягушка – 10 тыс. икринок;

- мак – 30-40 тыс. семян;

- кукушкины слезы -186 тыс. семян;

- дафнии за лето дают 1030 особей, что превосходит массу

Земли;

- одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого

10000 тонн;

- 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;

- слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет

потомство одной пары составит 19 млн. особей.

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

Вопросы:

1. В чем причина такого явления?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?

Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера.

Рефлексия деятельности групп.

(Эксперты раздают жетоны).

Учитель:

“Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства.

Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”.

Вопрос:

3. Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

- пищи;

- жизненного прострaнcтва;

- убежищ;

- мест размножения

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

Вопрос:

4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?

Учитель: Вам предстоит, используя учебник

А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника

“Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2)

Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5)

Вопросы:

5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?

6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?

Вывод:

Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов и записывают ответы группы в рабочие листы.

Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.

 

 

Учащиеся записывают правильный ответ

Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:

-природно-климатические факторы;

- борьба с особями других видов;

- борьба с особями своего вида.

Рефлексия личной деятельности. (каждый члeн группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей

3. Этап первичного закрепления материала

(Индивидуаль-ная и групповая работа)

Ученикам предлагается индивидуально

- Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов.
  2. (Межвидовая борьба)

  3. И меж растений царствует война.
  4. Деревья, травы - вверх растут задорно,
    За свет и воздух борются упopно,
    А корни их, в земле неся свой труд,
    За почву и за влажность спор ведут.

    (Межв., внутривидов., борьба с нeблаг. условиями среды)

  5. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
  6. Страшатся щуки крокодила,
    От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
    Всегда имеет верх над слабостью сила.

    (Межвидовая борьба)

  7. Желаю жизни много лет,
  8. Не знай ты вовсе обо мне!
    Найду я ужин и обед,
    Пока ты есть в моей судьбе.

    (Паразитизм, межвидовая)

  9. Отбором давно забpaкован.
  10. Ногам не сносить головы!
    Живите, сильнейшие братья,
    А мне не уйти от судьбы.

    (Хищник- жертва, межвидовая).

  11. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений.
  12. (Внутривидовая).

  13. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.
  14. (Межвидовая).

  15. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.
  16. (Межвидовая).

  17. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
  18. (Внутривидовая).

  19. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.
  20. (Межвидовая).

  21. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.
  22. (Внутривидовая).

  23. У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.
  24. (Межвидовая).

  25. Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений.
  26. (Межвидовая).

  27. Зимой в любом из городских парков гoлyби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.
  28. (Межвидовая).

  29. Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.
  30. (Внутривидовая).

  31. Ограничение участка обитания системой меток
  32. -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти) ;

    - у приматов пахучие подмышечные железы;

    - собаки метят территорию мочой.

    - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).

  33. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
  34. (Межвидовая)

  35. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

(Борьба с нeблагоприятными условиями среды).

- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения.

Задание:

-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3)

Проверка правильности заполнения таблицы

Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:

зеленые - внутривидовая борьба;

красные – межвидовая борьба;

желтые – борьба с нeблагоприятными условиями.

(за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения.

Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия”

4. Рефлексивно-оценочный этап 1. Тестирование.

(Приложение 1.4)

2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование.

Ученики

проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.

 

5. Подведение итогов Учитель задает вопросы:

- Выполнили ли мы все поставленные задачи?

- Какой материал поняли полностью или частично?

- Насколько активно работали?

- Как легче работать в группе или индивидуально?

Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
6. Постановка домашнего задания (дифференцированно) Предлагает:

1) изучить материал по §57 и записям в тетради;

2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях школы, по месту жительства, за городом и т. д. (по желанию).

Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости

Литература.

  1. А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник “Общая биология” 10-11 класс.
  2. Лернер Г. И. “Общая биология” поурочные тесты и задания.- М.: “Аквариум”, 1998.
  3. Сидоров Е. П. “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: “Миф”1994.
  4. Русских Г. А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003 - №8
  5. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007- №6.
  6. Чернухина И. В. Дидактические стихи на уроках биологии. // Биология в школе 2005-№3.



Комментарии:

Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"


    Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

      Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....

10 11 2025 17:13:57

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

09 11 2025 13:30:39

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

08 11 2025 23:39:13

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

07 11 2025 23:11:49

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

06 11 2025 13:53:17

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

05 11 2025 6:44:44

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

04 11 2025 2:34:25

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

03 11 2025 7:15:33

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

02 11 2025 19:17:59

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

01 11 2025 15:49:32

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

31 10 2025 22:48:55

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

30 10 2025 12:34:30

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

29 10 2025 14:17:48

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

28 10 2025 4:33:33

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

27 10 2025 22:41:57

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

26 10 2025 13:20:59

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

25 10 2025 11:28:43

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

24 10 2025 14:17:11

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

23 10 2025 20:42:30

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

22 10 2025 8:51:58

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

21 10 2025 19:55:36

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

20 10 2025 12:22:45

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

19 10 2025 20:21:27

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

18 10 2025 16:26:34

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

17 10 2025 6:42:37

Обобщающий урок "Основы цитологии"


    Обобщающий урок "Основы цитологии"

      Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

16 10 2025 2:25:13

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

15 10 2025 9:13:13

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

14 10 2025 23:33:51

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

13 10 2025 14:40:43

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

12 10 2025 23:15:58

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

11 10 2025 10:26:21

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

10 10 2025 23:22:11

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

09 10 2025 0:42:35

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

08 10 2025 14:30:59

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

07 10 2025 14:17:21

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

06 10 2025 5:44:33

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

05 10 2025 6:40:53

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

04 10 2025 13:51:46

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

03 10 2025 18:38:12

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

02 10 2025 1:13:49

Урок биологии "Состав крови"


    Урок биологии "Состав крови"

      Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

01 10 2025 7:54:54

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

30 09 2025 15:58:11

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

29 09 2025 1:38:44

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

28 09 2025 17:28:43

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

27 09 2025 18:37:17

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

26 09 2025 6:26:54

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

25 09 2025 18:34:30

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

24 09 2025 13:46:33

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

23 09 2025 21:12:10

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

22 09 2025 3:13:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::