Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.
Задачи урока:
- сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;
- охаpaктеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
- научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
- развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- компьютер,
- тесты,
- рабочие листы,
- сигнальные карточки
Тип урока: урок введения и закрепления нового материала
Методы обучения: проблемный, частично–поисковый
Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа
Эпиграф урока:
“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
| 1.Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп) |
1. Приветствие учащихся 2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы. Вопросы:
“Природа не изменна, виды в природе существуют”? (К.Линней). “Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк) 2. Выбирает двух экспертов. 3. Объявляет тему урока. 4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока. 5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов. (Приложение 1) |
1.Учащиеся отвечают на вопросы. 2.Формируют группы. 3. Записывают тему урока в рабочие листы 4. Знакомятся с целями и задачами урока. 5. Знакомятся с содержанием рабочих листов |
| 2. Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа) |
Учитель: “Всем живым существам
присуща способность пpaктически безграничного
размножения. Например: -самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки; - серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца; - осетр – 2 млн. икринок; - лягушка – 10 тыс. икринок; - мак – 30-40 тыс. семян; - кукушкины слезы -186 тыс. семян; - дафнии за лето дают 1030 особей, что превосходит массу Земли; - одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого 10000 тонн; - 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн; - слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет потомство одной пары составит 19 млн. особей. Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. Вопросы: 1. В чем причина такого явления? 2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития? Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера. Рефлексия деятельности групп. (Эксперты раздают жетоны). Учитель: “Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида. В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”. Вопрос: 3. Что не хватает всем живым организмам для существования? (После обсуждения учитель делает запись на доске) - пищи; - жизненного прострaнcтва; - убежищ; - мест размножения Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции. Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. Вопрос: 4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин? Учитель: Вам предстоит, используя учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника “Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2) Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5) Вопросы: 5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему? 6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции? Вывод: |
Учащиеся высказывают свои
предположения о причинах гибели живых
организмов и записывают ответы группы в рабочие
листы. Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.
Учащиеся записывают правильный ответ Причины, ограничивающие рост численности живых организмов: -природно-климатические факторы; - борьба с особями других видов; - борьба с особями своего вида. Рефлексия личной деятельности. (каждый члeн группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).
Работа с таблицей |
| 3. Этап первичного закрепления
материала (Индивидуаль-ная и групповая работа) |
Ученикам предлагается индивидуально - Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
(Межвидовая борьба) Деревья, травы - вверх растут задорно, (Межв., внутривидов., борьба с нeблаг. условиями среды) Страшатся щуки крокодила, (Межвидовая борьба) Не знай ты вовсе обо мне! (Паразитизм, межвидовая) Ногам не сносить головы! (Хищник- жертва, межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти) ; - у приматов пахучие подмышечные железы; - собаки метят территорию мочой. - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая). (Межвидовая)
- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения. Задание: -Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3) Проверка правильности заполнения таблицы |
Учащиеся принимают участие в данном
задании, используя сигнальные карточки: зеленые - внутривидовая борьба; красные – межвидовая борьба; желтые – борьба с нeблагоприятными условиями. (за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)
Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения. Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия” |
| 4. Рефлексивно-оценочный этап | 1. Тестирование. (Приложение 1.4) 2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование. |
Ученики проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.
|
| 5. Подведение итогов | Учитель задает вопросы: - Выполнили ли мы все поставленные задачи? - Какой материал поняли полностью или частично? - Насколько активно работали? - Как легче работать в группе или индивидуально? |
Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями. |
| 6. Постановка домашнего задания (дифференцированно) | Предлагает: 1) изучить материал по §57 и записям в тетради; 2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях школы, по месту жительства, за городом и т. д. (по желанию). |
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости |
Литература.
- А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник “Общая биология” 10-11 класс.
- Лернер Г. И. “Общая биология” поурочные тесты и задания.- М.: “Аквариум”, 1998.
- Сидоров Е. П. “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: “Миф”1994.
- Русских Г. А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003 - №8
- Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007- №6.
- Чернухина И. В. Дидактические стихи на уроках биологии. // Биология в школе 2005-№3.
Комментарии:
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
10 11 2025 17:13:57
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
09 11 2025 13:30:39
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
08 11 2025 23:39:13
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
07 11 2025 23:11:49
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
06 11 2025 13:53:17
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
05 11 2025 6:44:44
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
04 11 2025 2:34:25
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
03 11 2025 7:15:33
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
02 11 2025 19:17:59
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
01 11 2025 15:49:32
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
31 10 2025 22:48:55
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
30 10 2025 12:34:30
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
29 10 2025 14:17:48
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
28 10 2025 4:33:33
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
27 10 2025 22:41:57
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
26 10 2025 13:20:59
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
25 10 2025 11:28:43
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
24 10 2025 14:17:11
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
23 10 2025 20:42:30
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
22 10 2025 8:51:58
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
21 10 2025 19:55:36
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
20 10 2025 12:22:45
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
19 10 2025 20:21:27
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
18 10 2025 16:26:34
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
17 10 2025 6:42:37
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
16 10 2025 2:25:13
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
15 10 2025 9:13:13
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
14 10 2025 23:33:51
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
13 10 2025 14:40:43
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
12 10 2025 23:15:58
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
11 10 2025 10:26:21
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
10 10 2025 23:22:11
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
09 10 2025 0:42:35
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
08 10 2025 14:30:59
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
07 10 2025 14:17:21
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
06 10 2025 5:44:33
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
05 10 2025 6:40:53
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
04 10 2025 13:51:46
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
03 10 2025 18:38:12
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
02 10 2025 1:13:49
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
01 10 2025 7:54:54
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
30 09 2025 15:58:11
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
29 09 2025 1:38:44
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
28 09 2025 17:28:43
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
27 09 2025 18:37:17
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
26 09 2025 6:26:54
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
25 09 2025 18:34:30
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
24 09 2025 13:46:33
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
23 09 2025 21:12:10
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
22 09 2025 3:13:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны