Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"
Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.
Задачи урока:
- сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;
- охаpaктеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
- научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
- развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- компьютер,
- тесты,
- рабочие листы,
- сигнальные карточки
Тип урока: урок введения и закрепления нового материала
Методы обучения: проблемный, частично–поисковый
Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа
Эпиграф урока:
“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп) |
1. Приветствие учащихся 2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы. Вопросы:
“Природа не изменна, виды в природе существуют”? (К.Линней). “Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк) 2. Выбирает двух экспертов. 3. Объявляет тему урока. 4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока. 5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов. (Приложение 1) |
1.Учащиеся отвечают на вопросы. 2.Формируют группы. 3. Записывают тему урока в рабочие листы 4. Знакомятся с целями и задачами урока. 5. Знакомятся с содержанием рабочих листов |
2. Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа) |
Учитель: “Всем живым существам
присуща способность пpaктически безграничного
размножения. Например: -самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки; - серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца; - осетр – 2 млн. икринок; - лягушка – 10 тыс. икринок; - мак – 30-40 тыс. семян; - кукушкины слезы -186 тыс. семян; - дафнии за лето дают 1030 особей, что превосходит массу Земли; - одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого 10000 тонн; - 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн; - слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет потомство одной пары составит 19 млн. особей. Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. Вопросы: 1. В чем причина такого явления? 2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития? Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера. Рефлексия деятельности групп. (Эксперты раздают жетоны). Учитель: “Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида. В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”. Вопрос: 3. Что не хватает всем живым организмам для существования? (После обсуждения учитель делает запись на доске) - пищи; - жизненного прострaнcтва; - убежищ; - мест размножения Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции. Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. Вопрос: 4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин? Учитель: Вам предстоит, используя учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника “Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2) Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5) Вопросы: 5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему? 6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции? Вывод: |
Учащиеся высказывают свои
предположения о причинах гибели живых
организмов и записывают ответы группы в рабочие
листы. Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.
Учащиеся записывают правильный ответ Причины, ограничивающие рост численности живых организмов: -природно-климатические факторы; - борьба с особями других видов; - борьба с особями своего вида. Рефлексия личной деятельности. (каждый члeн группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).
Работа с таблицей |
3. Этап первичного закрепления
материала (Индивидуаль-ная и групповая работа) |
Ученикам предлагается индивидуально - Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
(Межвидовая борьба) Деревья, травы - вверх растут задорно, (Межв., внутривидов., борьба с нeблаг. условиями среды) Страшатся щуки крокодила, (Межвидовая борьба) Не знай ты вовсе обо мне! (Паразитизм, межвидовая) Ногам не сносить головы! (Хищник- жертва, межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Межвидовая). (Внутривидовая). -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти) ; - у приматов пахучие подмышечные железы; - собаки метят территорию мочой. - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая). (Межвидовая)
- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения. Задание: -Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3) Проверка правильности заполнения таблицы |
Учащиеся принимают участие в данном
задании, используя сигнальные карточки: зеленые - внутривидовая борьба; красные – межвидовая борьба; желтые – борьба с нeблагоприятными условиями. (за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)
Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения. Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия” |
4. Рефлексивно-оценочный этап | 1. Тестирование. (Приложение 1.4) 2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование. |
Ученики проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.
|
5. Подведение итогов | Учитель задает вопросы: - Выполнили ли мы все поставленные задачи? - Какой материал поняли полностью или частично? - Насколько активно работали? - Как легче работать в группе или индивидуально? |
Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями. |
6. Постановка домашнего задания (дифференцированно) | Предлагает: 1) изучить материал по §57 и записям в тетради; 2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях школы, по месту жительства, за городом и т. д. (по желанию). |
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости |
Литература.
- А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник “Общая биология” 10-11 класс.
- Лернер Г. И. “Общая биология” поурочные тесты и задания.- М.: “Аквариум”, 1998.
- Сидоров Е. П. “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: “Миф”1994.
- Русских Г. А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003 - №8
- Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007- №6.
- Чернухина И. В. Дидактические стихи на уроках биологии. // Биология в школе 2005-№3.
Комментарии:
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
01 04 2025 1:38:24
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
31 03 2025 6:28:18
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
30 03 2025 8:35:34
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
29 03 2025 3:29:55
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
28 03 2025 7:23:57
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
27 03 2025 2:28:48
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
26 03 2025 17:44:46
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
25 03 2025 0:52:35
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
24 03 2025 21:30:32
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
23 03 2025 20:59:30
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
22 03 2025 6:40:30
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
21 03 2025 20:48:29
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
20 03 2025 3:14:38
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
19 03 2025 14:54:41
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
18 03 2025 0:11:16
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
17 03 2025 20:41:17
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
16 03 2025 14:35:47
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
15 03 2025 6:38:26
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
14 03 2025 11:40:59
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
13 03 2025 6:25:42
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
12 03 2025 4:17:10
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
11 03 2025 14:45:53
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
10 03 2025 13:53:46
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
09 03 2025 14:31:39
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
08 03 2025 22:40:30
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
07 03 2025 4:54:13
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
06 03 2025 0:30:28
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
05 03 2025 13:32:50
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
04 03 2025 12:46:13
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
03 03 2025 19:25:23
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
02 03 2025 6:56:47
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
01 03 2025 1:36:59
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
28 02 2025 3:27:28
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
27 02 2025 16:52:37
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
26 02 2025 11:26:47
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
25 02 2025 8:19:17
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
24 02 2025 8:23:37
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
23 02 2025 16:36:16
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
22 02 2025 12:25:31

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
21 02 2025 14:29:30
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
...
20 02 2025 15:54:27
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
19 02 2025 3:58:13
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
18 02 2025 6:54:10
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
17 02 2025 0:24:40
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
16 02 2025 18:22:17
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 02 2025 4:14:24
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
14 02 2025 6:18:30
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
13 02 2025 3:13:18
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
12 02 2025 20:53:35
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
11 02 2025 16:33:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::