Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.

Задачи урока:

  • сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;
  • охаpaктеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
  • научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
  • развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

  • компьютер,
  • тесты,
  • рабочие листы,
  • сигнальные карточки

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала

Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Эпиграф урока:

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировочно-мотивационный этап

(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп)

1. Приветствие учащихся

2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы.

Вопросы:

  1. Кому принадлежит утверждение:
  2. “Природа не изменна, виды в природе

    существуют”? (К.Линней).

  3. Кому принадлежит труд “Происхождение видов путем естественного отбора”. Ч. Дарвин).
  4. Кому принадлежат слова: “Теория Дарвина – одно из трех величайших открытий ХIХ века после закона сохранения энергии, клеточной теории? Карл Маркс).
  5. Кому принадлежит утверждение:
  6. “Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк)

  7. Назовите основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
  8. Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа .

2. Выбирает двух экспертов.

3. Объявляет тему урока.

4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока.

5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов.

(Приложение 1)

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Формируют группы.

3. Записывают тему урока в рабочие листы

4. Знакомятся с целями и задачами урока.

5. Знакомятся с содержанием рабочих листов

2. Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: “Всем живым существам присуща способность пpaктически безграничного размножения.

Например:

-самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

- серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые

начинают размножаться через 3 месяца;

- осетр – 2 млн. икринок;

- лягушка – 10 тыс. икринок;

- мак – 30-40 тыс. семян;

- кукушкины слезы -186 тыс. семян;

- дафнии за лето дают 1030 особей, что превосходит массу

Земли;

- одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого

10000 тонн;

- 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;

- слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет

потомство одной пары составит 19 млн. особей.

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

Вопросы:

1. В чем причина такого явления?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?

Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера.

Рефлексия деятельности групп.

(Эксперты раздают жетоны).

Учитель:

“Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства.

Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”.

Вопрос:

3. Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

- пищи;

- жизненного прострaнcтва;

- убежищ;

- мест размножения

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

Вопрос:

4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?

Учитель: Вам предстоит, используя учебник

А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника

“Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2)

Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5)

Вопросы:

5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?

6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?

Вывод:

Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов и записывают ответы группы в рабочие листы.

Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.

 

 

Учащиеся записывают правильный ответ

Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:

-природно-климатические факторы;

- борьба с особями других видов;

- борьба с особями своего вида.

Рефлексия личной деятельности. (каждый члeн группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей

3. Этап первичного закрепления материала

(Индивидуаль-ная и групповая работа)

Ученикам предлагается индивидуально

- Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов.
  2. (Межвидовая борьба)

  3. И меж растений царствует война.
  4. Деревья, травы - вверх растут задорно,
    За свет и воздух борются упopно,
    А корни их, в земле неся свой труд,
    За почву и за влажность спор ведут.

    (Межв., внутривидов., борьба с нeблаг. условиями среды)

  5. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
  6. Страшатся щуки крокодила,
    От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
    Всегда имеет верх над слабостью сила.

    (Межвидовая борьба)

  7. Желаю жизни много лет,
  8. Не знай ты вовсе обо мне!
    Найду я ужин и обед,
    Пока ты есть в моей судьбе.

    (Паразитизм, межвидовая)

  9. Отбором давно забpaкован.
  10. Ногам не сносить головы!
    Живите, сильнейшие братья,
    А мне не уйти от судьбы.

    (Хищник- жертва, межвидовая).

  11. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений.
  12. (Внутривидовая).

  13. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.
  14. (Межвидовая).

  15. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.
  16. (Межвидовая).

  17. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
  18. (Внутривидовая).

  19. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.
  20. (Межвидовая).

  21. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.
  22. (Внутривидовая).

  23. У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.
  24. (Межвидовая).

  25. Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений.
  26. (Межвидовая).

  27. Зимой в любом из городских парков гoлyби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.
  28. (Межвидовая).

  29. Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.
  30. (Внутривидовая).

  31. Ограничение участка обитания системой меток
  32. -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти) ;

    - у приматов пахучие подмышечные железы;

    - собаки метят территорию мочой.

    - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).

  33. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
  34. (Межвидовая)

  35. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

(Борьба с нeблагоприятными условиями среды).

- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения.

Задание:

-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3)

Проверка правильности заполнения таблицы

Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:

зеленые - внутривидовая борьба;

красные – межвидовая борьба;

желтые – борьба с нeблагоприятными условиями.

(за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения.

Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия”

4. Рефлексивно-оценочный этап 1. Тестирование.

(Приложение 1.4)

2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование.

Ученики

проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.

 

5. Подведение итогов Учитель задает вопросы:

- Выполнили ли мы все поставленные задачи?

- Какой материал поняли полностью или частично?

- Насколько активно работали?

- Как легче работать в группе или индивидуально?

Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
6. Постановка домашнего задания (дифференцированно) Предлагает:

1) изучить материал по §57 и записям в тетради;

2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях школы, по месту жительства, за городом и т. д. (по желанию).

Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости

Литература.

  1. А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник “Общая биология” 10-11 класс.
  2. Лернер Г. И. “Общая биология” поурочные тесты и задания.- М.: “Аквариум”, 1998.
  3. Сидоров Е. П. “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: “Миф”1994.
  4. Русских Г. А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003 - №8
  5. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007- №6.
  6. Чернухина И. В. Дидактические стихи на уроках биологии. // Биология в школе 2005-№3.



Комментарии:

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

27 04 2024 9:38:12

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

26 04 2024 9:59:38

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

25 04 2024 19:58:52

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

24 04 2024 13:33:30

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

23 04 2024 13:20:39

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

22 04 2024 3:27:34

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

21 04 2024 22:19:39

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

20 04 2024 19:58:57

Иммунология на службе здоровья


    Иммунология на службе здоровья

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

19 04 2024 18:32:11

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

18 04 2024 1:56:17

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

17 04 2024 16:25:37

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

16 04 2024 18:19:34

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

15 04 2024 18:27:13

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

14 04 2024 5:33:54

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

13 04 2024 7:25:27

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

12 04 2024 5:11:44

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

11 04 2024 21:25:31

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

10 04 2024 3:55:29

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

09 04 2024 1:45:26

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

08 04 2024 18:48:42

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

07 04 2024 10:33:18

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

06 04 2024 0:47:53

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

05 04 2024 17:20:41

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

04 04 2024 7:52:48

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

03 04 2024 21:50:57

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

02 04 2024 8:56:52

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

01 04 2024 3:23:39

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

31 03 2024 13:34:41

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

30 03 2024 10:15:46

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

29 03 2024 18:48:49

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

28 03 2024 4:55:50

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

27 03 2024 7:19:42

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

26 03 2024 0:46:42

Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....

25 03 2024 5:49:42

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

24 03 2024 10:23:21

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

23 03 2024 20:36:21

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

22 03 2024 23:50:45

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

21 03 2024 15:55:51

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

20 03 2024 23:17:42

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

19 03 2024 6:18:57

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

18 03 2024 1:23:37

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

17 03 2024 22:52:39

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

16 03 2024 4:26:21

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

15 03 2024 22:16:58

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

14 03 2024 23:48:43

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

13 03 2024 17:14:53

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

12 03 2024 18:42:58

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

11 03 2024 14:47:52

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

10 03 2024 3:29:13

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

09 03 2024 2:55:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::