Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

Решение задач по генетике

Цели урока:

  • углубить и расширить знания о генотипе как целостной исторически сложившейся системе, о наследовании, сцепленным с полом;
  • совершенствовать умения решать задачи по генетике разного типа;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать культуру труда.

Форма урока: Урок-пpaктикум

Оборудование: таблица “Взаимодействие генов”, “Сцепленное с полом наследование”

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Решение задач (34 мин.):

  • на взаимодействие неаллельных генов:

а) комплементарность;
б) эпистаз;
в) полимерия.

  • на сцепленное с полом наследование;
  • на неполное доминирование.

3. Закрепление (8 мин.).

4. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент: отмечаются отсутствующие, сообщается тема урока

2. Решение задач

На взаимодействие неаллельных генов

Среди неаллельных взаимодействий генов можно выделить следующие типы: комплементарность, эпистаз и полимерию. Главным при решении задач по данной теме является установление хаpaктера взаимодействия генов. Нужно помнить, что большинство типов взаимодействия генов влияют на формирование качественных признаков, знаний хаpaктерного фенотипического расщепления гибридов второго поколения, также может помочь при определении типа наследования.

Комплементарность - самый распространенный тип взаимодействия генов, так как по нему обеспечивается контроль цепей биосинтетических реакций. Известно, что синтез большинства сложных соединений представляет собой процесс многоэтапный и каждый этап данного процесса контролируется особым ферментом, детерминируется отдельным геном.

При комплементарности два неаллельных гена, находясь вместе в одном генотипе, определяют развитие нового признака. При этом могут быть разные типы расщепления во втором поколении - 9 : 3 : 3 : 1; 9 : 7; 9 : 6 : 1; 9 : 3 : 4.

В первом поколении наблюдается новообразование.

Задача Форма гребня у кур может быть местовидной, гороховидной, ореховидной и розовидной. Формирование ореховидного гребня зависит от присутствия двух доминантных генов (P и R), наличие одного из доминантных генов вызывает появление розовидного гребня (R) либо гороховидного гребня (Р), а комбинация рецессивных аллелей вызывает развитие простого местовидного гребня (rrpp). При скрещивании кур, имеющих ореховидные гребни, потомство получилось со всеми четырьмя формами гребней в отношении: 9/16 ореховидных; 3/16 - гороховидных; 3/16 - розовидных, 1/16 - местовидных. Определите вероятные соотношения фенотипов в потомстве от скрещивания получившихся гетерозиготных особей с гороховидными гребнями с гетерозиготными особями, имеющими розовидный гребень.

Приложение

Решетка Пеннета №1

Гаметы RP Rp rP rp
RP RRPP

орех.

RRPp

орех.

RrPP

орех.

RrPp

орех.

Rp RRPp

орех.

RRpp

роз.

RrPp

орех.

Rrpp

роз.

rP RrPP

орех.

RrPp

орех.

rrPP

горох.

rrPp

горох.

rp RrPp

орех.

Rrpp

роз.

rrPp

горох.

rrpp

простой

Решетка Пеннета №2

Гаметы rP rp
Rp RrPp

орех.

Rrpp

роз.

rp rrPp

горох.

rrpp

простой

Ответ:

1/4 - с простым

1/4 - с гороховидным

1/4 - с розовидным

1/4 - с ореховидным

Эпистаз - это такой тип взаимодействия генов, при котором доминантный аллель одного гена подавляет действие как доминантного, так и рецессивного аллелей другого гена. Расщепление в F2 будет в соотношении 13 : 3 или 12 : 3 : 1 при доминантном в 9 : 3 : 4 или 9 : 7 - при рецессивном эпистазе. Во всех случаях, где присутствует ген-ингибитор, подавляемый ген фенотипически не проявляется.

Эпистаз можно сравнивать с полным доминированием. И в том, и в другом случае наблюдается подавление одного аллеля другим. Однако при эпистазе это аллели разных генов, а при доминировании аллели одного гена.

Задача: От скрещивания двух пород кур с белым оперением гибриды F1 оказались тоже белые, а в F2 получилось 650 белых и 150 окрашенных цыплят.

1. Сколько типов гамет образует гибрид F1?

2. Сколько разных генотипов среди белых цыплят F2?

3. Сколько белых цыплят полностью гомозиготны?

4. Сколько разных генотипов среди окрашенных цыплят F2?

Сколько окрашенных цыплят полностью гомозиготны?

Приложение 

Решетка Пеннета

Гаметы AB Ab aB ab
AB AABB

б

AABb

б

AaBB

б

AaBb

б

Ab AABb

б

AAbb

б

AaBb

б

Aabb

б

aB AaBB

б

AaBb

б

aaBB

окр.

aaBb

окр.

ab AaBb

б

Aabb

б

aaBb

окр.

aabb

б

Ответ:

1. 4 типа гамет образуют гибрид F1: (АВ, Аb, aB, ab)

2. 7 генотипов среди белых цыплят: (AABB, AaBB, AABb, AaBb, AAbb, Aabb, aabb)

3. 150 белых цыплят полностью гомозиготны (AABB, AAbb, aabb - 3/16 от 800)

4. 2 генотипа среди окрашенных цыплят: aaBB, aaBb, 50 окрашенных цыплят полностью гомозиготны: ааВВ - 1/16 от 800.

Полимерия - это такой способ взаимодействия генов, при котором несколько генов, обладающих абсолютно однозначным действием, отвечают за наследование одного и того же признака. Такие гены называются полигенами, полимерными или множественными генами. Если при этом для полного проявления признака недостаточно одного доминантного аллеля, то это некумулятивная полимерия. Например, у пастушьей сумки для формирования треугольных стручков достаточно наличие одного аллеля А из четырех возможных. Округлый стручок формируется только при генотипе aabb.

Если же каждый доминантный аллель усиливает степень проявления признака, то это кумулятивная полимерия.

Задача: От скрещивания краснозернового сорта пшеницы с белозерновым получились розовые семена, а среди F2 оказалось примерно 100 красных зерен, 400 темно розовых, 600 розовых, 400 светло розовых, 100 белых.

1. Сколько разных генотипов среди розовых семян F2 ?

2. Сколько типов гамет образует растение, выросшее из гетерозиготного темна розового зерна?

3. Сколько разных фенотипов получится от возрастного скрещивания гибрида с краснозерным сортом?

Приложение

Решетка Пеннета

Гаметы A1А2 A1а2 a1А2 a1а2
A1А2 A1 A1 А2 А2 A1 A1 А2 а2 A1 а1 А2 А2 A1 а1 А2 а2
A1а2 A1 A1 А2 а2 A1 A1 а2 а2 A1 а1 А2 а2 A1 а1 а2 а2
a1А2 A1 а1 А2 А2 A1 а1 А2 а2 а1 а1 А2 А2 а1 а1 А2 а2
a1а2 A1 а1 А2 а2 A1 а1 а2 а2 а1 а1 А2 а2 а1 а1 а2 а2

Ответы:

1. 3 генотипа среди розовых семян:

A1 а1 А2 а2;

A1 A1 а2 а2;

а1 а1 А2 А2

2. 2 генотипа образует растение темно-розового зерна: A1 A1 А2 а2 или A1 а1 А2 А2; гаметы A1 А2 A1 а2 или A1 А2 а1 А2

3. Образуется 3 гибрида: красные, темно розовые, розовые зерна.

На сцепленное с полом наследование

Сцепленными с полом называют признаки, гены которых расположены в пoлoвых хромосомах, а не в аутосомах. Учитывая то, что у гомогаметного пола пoлoвые хромосомы одинаковые, а у гетерогометного - разные, наследование этих признаков отличается от аутосомного наследования. У человека и дрозофилы особи женского пола гомогаметны и имеют набор пoлoвых хромосом ХХ, а особи мужского пола гетерогометны - ХУ. Возможны и другие типы хромосомного определения пола. У человека известно уже более 260 генов, сцепленных с Х-хромосомой, и только около 10 с У-хромосомой. У дрозофилы У-хромосомы генетически инертна.

Рассмотрим особенности наследования признаков, сцепленных с полом::

эти признаки наследуются крест-накрест, т.е. от отца к дочерям и от матери к сыновьям;

у гетерогометного пола проявляются не только доминантные, но и рецессивные признаки.

При решении задач этого типа в схему скрещивания вносят не только условные обозначения генов, но и пoлoвые хромосомы.

Задача: Дeвyшка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоник, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением. Какое зрение может быть у детей от этого бpaка?

Дано:

д - генотип отца-дальтоника

Д - генотип мужчины с нормальным зрением

- генотип дeвyшки

F1 - ?

Решение:

Дальтонизм - рецессивный признак, сцепленный с пoлoвым. Значит, он всегда будет проявляться у мужчин в силу их гомозиготности. Отсюда генотипы мужчин можно предоставить в следующем виде:

Отец-дальтоник д
Мужчина с нормальным зрением Д

Если у дeвyшки нормальное зрение, то в ее генотипе ген Д. Так как одну из Х-хромосом женщина получает от отца, то она гетерозиготна по признаку дальтонизма и ее генотип:

Напишем схему скрещивания:

Ответ: От этого бpaка все дeвoчки родятся с нормальным зрением, но половина из них будут носительницами гена дальтонизма Среди мальчиков 1/2 окажется дальтониками,

а1/2 будут иметь нормальное зрение.

На неполное доминирование

Неполное доминирование наблюдается в том случае, если признак у гибрида является фенотипически промежуточным между родительскими формами. Механизм его состоит в том, что рецессивный аллель неактивен, а степень активности доминантного аллеля недостаточна для того, чтобы обеспечить нужный уровень проявления признака, соответствующей доминантной гомозиготе.

При неполном доминировании расщеплении по фенотипу во втором поколении всегда соответствует расщепление по генотипу (1 : 2 : 1 при моногибридном скрещивании, так как каждому генотипу отвечает определенный фенотип.

Задача: У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство с широкими листьями, а растения с узкими листьями - потомство только с узкими листьями. при скрещивании растений с узкими листьями получаются растения с листьями промежуточной ширины.

1. Какими будут потомки от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?

Что получится при скрещивании узколистового растения с растением, имеющим листья промежуточной ширины?

Приложение

Ответ:

1. расщепление по фенотипу 1/4 - с широкими, 1/2 - с промежуточными, 1/4 - с узкими листьями.

2.

50% - с промежуточными,

50% - с узкими листьями.

III. Закрепление ЗУН.

Задача: При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой (с дисковидными плодами) были получены растения с тремя типами плодов: 9 частей с дисковидными плодами, 6 - со сферическими и 1- с удлиненными. Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений?

Дано:

9 частей - дисковидные формы

6 частей - сферические формы

1 часть - удлиненная форма

Генотип родителей F1 - ? и F2 - ?

F1 - ?

F2 - ?

Решение:

Исходя из результатов скрещивания можно определить, что родительские растения были гомозиготны, так как в первом поколении гибридов все растения имеют одинаковую форму плодов, при скрещивании этих гибридов между собой происходит расщепление в отношении 9 : 6 : 1, что говорит о комплементарном взаимодействии генов (при таком взаимодействии генотипы, объединяющие в себе два доминантных неаллельных гена А и В, как в гомо- так и в гетерозиготном состоянии определяют появление нового признака.

Напишем схему скрещивания:

Р: сферические

х сферические

F1 дисковидные

F2 : 9 дисковидных : 6 сферических : 1 удлиненный

Если в данном примере присутствует комплементарное взаимодействие генов, то можно предположить, что дисковидная форма плодов определяется генами А и В, а удлиненная рецессивным генотипом - аавв. Ген А при отсутствии гена В определяет сферическую форму плода. Отсюда можно предложить, что родительские растения имели генотипы ААвв и ааВВ.

При скрещивании растений с генотипами ААвв и ааВВ в первом поколении гибридов все растения будут иметь дисковидную форму плодов с генотипом Аа Вв. При скрещивании этих гибридов между собой наблюдается то расщепление, которое дано в условие задачи, значит, в данном примере действительно имело место комплементарное взаимодействие генов.

Напишем схему скрещивания: (Приложение)

Гаметы АВ Ав аВ ав
ААВВ ААВв АаВВ АаВв
ААВв ААвв АаВв Аавв
аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
ав АаВв Аавв ааВв аавв

Ответ:

Генотипы родителей

F1 : ААвв и ааВВ.

Генотипы родителей F2 : АаВв

Генотипы F1 АаВв

Генотипы F2: 9 А_ В_ : 1 аавв

4. Домашнее задание:

Задача №1 У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, т.е. отсутствие слуха, обусловлена аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими указанными аномалиями. Определить возможные генотипы родителей.

Решение:

Глухота - рецессивный признак обусловлен аутосомным рецессивным геном. У нормальных по этому признаку родителей появился глухой ребенок. Следовательно родители были гетерозиготны по этому признаку (Вв х Вв). В этом случае вероятность появления глухого ребенка (вв) – 1/4 .

Отсутствие потовых желез - рецессивный признак, сцеплен с полом. Появление в семье сына с этой аномалией возможно, если мать была гетерозиготна по этому признаку.



Комментарии:

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

27 04 2024 1:31:41

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

26 04 2024 4:18:33

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

25 04 2024 19:54:38

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

      Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....

24 04 2024 15:45:54

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

23 04 2024 5:33:14

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

22 04 2024 22:34:35

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

21 04 2024 1:23:48

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

20 04 2024 7:29:44

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

19 04 2024 12:44:29

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

18 04 2024 11:35:51

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

17 04 2024 17:58:46

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

16 04 2024 11:46:14

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

15 04 2024 3:17:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

14 04 2024 10:13:47

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

13 04 2024 20:22:43

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

12 04 2024 23:18:50

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

11 04 2024 13:55:12

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

10 04 2024 17:45:23

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

09 04 2024 18:46:45

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

08 04 2024 14:48:17

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

07 04 2024 14:40:10

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

06 04 2024 23:42:45

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

05 04 2024 17:27:59

Урок по теме «Класс пиявки»


    Урок по теме «Класс пиявки»

      Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

04 04 2024 13:53:36

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

03 04 2024 20:56:47

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

02 04 2024 22:21:47

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

01 04 2024 14:43:45

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

31 03 2024 15:54:16

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

30 03 2024 13:19:36

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

29 03 2024 15:30:23

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

28 03 2024 13:25:24

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

27 03 2024 19:35:22

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

26 03 2024 7:43:48

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

25 03 2024 2:43:27

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

24 03 2024 3:26:56

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

23 03 2024 0:42:56

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

22 03 2024 0:24:49

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

21 03 2024 11:18:12

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

20 03 2024 10:34:31

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

19 03 2024 8:22:34

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

18 03 2024 22:17:59

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

17 03 2024 22:42:46

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

16 03 2024 0:26:33

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

15 03 2024 16:47:35

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

14 03 2024 1:21:27

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

13 03 2024 1:51:10

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

12 03 2024 11:17:58

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

11 03 2024 7:24:27

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

10 03 2024 4:27:26

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

09 03 2024 6:56:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::