Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

Решение задач по генетике
Цели урока:
- углубить и расширить знания о генотипе как целостной исторически сложившейся системе, о наследовании, сцепленным с полом;
- совершенствовать умения решать задачи по генетике разного типа;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать культуру труда.
Форма урока: Урок-пpaктикум
Оборудование: таблица “Взаимодействие генов”, “Сцепленное с полом наследование”
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Решение задач (34 мин.):
- на взаимодействие неаллельных генов:
а) комплементарность;
б) эпистаз;
в) полимерия.
- на сцепленное с полом наследование;
- на неполное доминирование.
3. Закрепление (8 мин.).
4. Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент: отмечаются отсутствующие, сообщается тема урока
2. Решение задач
На взаимодействие неаллельных генов
Среди неаллельных взаимодействий генов можно выделить следующие типы: комплементарность, эпистаз и полимерию. Главным при решении задач по данной теме является установление хаpaктера взаимодействия генов. Нужно помнить, что большинство типов взаимодействия генов влияют на формирование качественных признаков, знаний хаpaктерного фенотипического расщепления гибридов второго поколения, также может помочь при определении типа наследования.
Комплементарность - самый распространенный тип взаимодействия генов, так как по нему обеспечивается контроль цепей биосинтетических реакций. Известно, что синтез большинства сложных соединений представляет собой процесс многоэтапный и каждый этап данного процесса контролируется особым ферментом, детерминируется отдельным геном.
При комплементарности два неаллельных гена, находясь вместе в одном генотипе, определяют развитие нового признака. При этом могут быть разные типы расщепления во втором поколении - 9 : 3 : 3 : 1; 9 : 7; 9 : 6 : 1; 9 : 3 : 4.
В первом поколении наблюдается новообразование.
Задача Форма гребня у кур может быть местовидной, гороховидной, ореховидной и розовидной. Формирование ореховидного гребня зависит от присутствия двух доминантных генов (P и R), наличие одного из доминантных генов вызывает появление розовидного гребня (R) либо гороховидного гребня (Р), а комбинация рецессивных аллелей вызывает развитие простого местовидного гребня (rrpp). При скрещивании кур, имеющих ореховидные гребни, потомство получилось со всеми четырьмя формами гребней в отношении: 9/16 ореховидных; 3/16 - гороховидных; 3/16 - розовидных, 1/16 - местовидных. Определите вероятные соотношения фенотипов в потомстве от скрещивания получившихся гетерозиготных особей с гороховидными гребнями с гетерозиготными особями, имеющими розовидный гребень.
Приложение
Решетка Пеннета №1
| Гаметы | RP | Rp | rP | rp |
| RP | RRPP орех. |
RRPp орех. |
RrPP орех. |
RrPp орех. |
| Rp | RRPp орех. |
RRpp роз. |
RrPp орех. |
Rrpp роз. |
| rP | RrPP орех. |
RrPp орех. |
rrPP горох. |
rrPp горох. |
| rp | RrPp орех. |
Rrpp роз. |
rrPp горох. |
rrpp простой |
Решетка Пеннета №2
| Гаметы | rP | rp |
| Rp | RrPp орех. |
Rrpp роз. |
| rp | rrPp горох. |
rrpp простой |
Ответ:
1/4 - с простым
1/4 - с гороховидным
1/4 - с розовидным
1/4 - с ореховидным
Эпистаз - это такой тип взаимодействия генов, при котором доминантный аллель одного гена подавляет действие как доминантного, так и рецессивного аллелей другого гена. Расщепление в F2 будет в соотношении 13 : 3 или 12 : 3 : 1 при доминантном в 9 : 3 : 4 или 9 : 7 - при рецессивном эпистазе. Во всех случаях, где присутствует ген-ингибитор, подавляемый ген фенотипически не проявляется.
Эпистаз можно сравнивать с полным доминированием. И в том, и в другом случае наблюдается подавление одного аллеля другим. Однако при эпистазе это аллели разных генов, а при доминировании аллели одного гена.
Задача: От скрещивания двух пород кур с белым оперением гибриды F1 оказались тоже белые, а в F2 получилось 650 белых и 150 окрашенных цыплят.
1. Сколько типов гамет образует гибрид F1?
2. Сколько разных генотипов среди белых цыплят F2?
3. Сколько белых цыплят полностью гомозиготны?
4. Сколько разных генотипов среди окрашенных цыплят F2?
Сколько окрашенных цыплят полностью гомозиготны?
Приложение
Решетка Пеннета
| Гаметы | AB | Ab | aB | ab |
| AB | AABB б |
AABb б |
AaBB б |
AaBb б |
| Ab | AABb б |
AAbb б |
AaBb б |
Aabb б |
| aB | AaBB б |
AaBb б |
aaBB окр. |
aaBb окр. |
| ab | AaBb б |
Aabb б |
aaBb окр. |
aabb б |
Ответ:
1. 4 типа гамет образуют гибрид F1: (АВ, Аb, aB, ab)
2. 7 генотипов среди белых цыплят: (AABB, AaBB, AABb, AaBb, AAbb, Aabb, aabb)
3. 150 белых цыплят полностью гомозиготны (AABB, AAbb, aabb - 3/16 от 800)
4. 2 генотипа среди окрашенных цыплят: aaBB, aaBb, 50 окрашенных цыплят полностью гомозиготны: ааВВ - 1/16 от 800.
Полимерия - это такой способ взаимодействия генов, при котором несколько генов, обладающих абсолютно однозначным действием, отвечают за наследование одного и того же признака. Такие гены называются полигенами, полимерными или множественными генами. Если при этом для полного проявления признака недостаточно одного доминантного аллеля, то это некумулятивная полимерия. Например, у пастушьей сумки для формирования треугольных стручков достаточно наличие одного аллеля А из четырех возможных. Округлый стручок формируется только при генотипе aabb.
Если же каждый доминантный аллель усиливает степень проявления признака, то это кумулятивная полимерия.
Задача: От скрещивания краснозернового сорта пшеницы с белозерновым получились розовые семена, а среди F2 оказалось примерно 100 красных зерен, 400 темно розовых, 600 розовых, 400 светло розовых, 100 белых.
1. Сколько разных генотипов среди розовых семян F2 ?
2. Сколько типов гамет образует растение, выросшее из гетерозиготного темна розового зерна?
3. Сколько разных фенотипов получится от возрастного скрещивания гибрида с краснозерным сортом?
Приложение
Решетка Пеннета
| Гаметы | A1А2 | A1а2 | a1А2 | a1а2 |
| A1А2 | A1 A1 А2 А2 | A1 A1 А2 а2 | A1 а1 А2 А2 | A1 а1 А2 а2 |
| A1а2 | A1 A1 А2 а2 | A1 A1 а2 а2 | A1 а1 А2 а2 | A1 а1 а2 а2 |
| a1А2 | A1 а1 А2 А2 | A1 а1 А2 а2 | а1 а1 А2 А2 | а1 а1 А2 а2 |
| a1а2 | A1 а1 А2 а2 | A1 а1 а2 а2 | а1 а1 А2 а2 | а1 а1 а2 а2 |
Ответы:
1. 3 генотипа среди розовых семян:
A1 а1 А2 а2;
A1 A1 а2 а2;
а1 а1 А2 А2
2. 2 генотипа образует растение темно-розового зерна: A1 A1 А2 а2 или A1 а1 А2 А2; гаметы A1 А2 A1 а2 или A1 А2 а1 А2
3. Образуется 3 гибрида: красные, темно розовые, розовые зерна.
На сцепленное с полом наследование
Сцепленными с полом называют признаки, гены которых расположены в пoлoвых хромосомах, а не в аутосомах. Учитывая то, что у гомогаметного пола пoлoвые хромосомы одинаковые, а у гетерогометного - разные, наследование этих признаков отличается от аутосомного наследования. У человека и дрозофилы особи женского пола гомогаметны и имеют набор пoлoвых хромосом ХХ, а особи мужского пола гетерогометны - ХУ. Возможны и другие типы хромосомного определения пола. У человека известно уже более 260 генов, сцепленных с Х-хромосомой, и только около 10 с У-хромосомой. У дрозофилы У-хромосомы генетически инертна.
Рассмотрим особенности наследования признаков, сцепленных с полом::
эти признаки наследуются крест-накрест, т.е. от отца к дочерям и от матери к сыновьям;
у гетерогометного пола проявляются не только доминантные, но и рецессивные признаки.
При решении задач этого типа в схему скрещивания вносят не только условные обозначения генов, но и пoлoвые хромосомы.
Задача: Дeвyшка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоник, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением. Какое зрение может быть у детей от этого бpaка?
Дано:
д - генотип отца-дальтоника
Д - генотип мужчины с нормальным зрением
| - генотип дeвyшки |
F1 - ?
Решение:
Дальтонизм - рецессивный признак, сцепленный с пoлoвым. Значит, он всегда будет проявляться у мужчин в силу их гомозиготности. Отсюда генотипы мужчин можно предоставить в следующем виде:
| Отец-дальтоник д | |
| Мужчина с нормальным зрением Д |
Если у дeвyшки нормальное зрение, то в ее генотипе ген Д. Так как одну из Х-хромосом женщина получает от отца, то она гетерозиготна по признаку дальтонизма и ее генотип:
Напишем схему скрещивания:
Ответ: От этого бpaка все дeвoчки родятся с нормальным зрением, но половина из них будут носительницами гена дальтонизма Среди мальчиков 1/2 окажется дальтониками,
а1/2 будут иметь нормальное зрение.
На неполное доминирование
Неполное доминирование наблюдается в том случае, если признак у гибрида является фенотипически промежуточным между родительскими формами. Механизм его состоит в том, что рецессивный аллель неактивен, а степень активности доминантного аллеля недостаточна для того, чтобы обеспечить нужный уровень проявления признака, соответствующей доминантной гомозиготе.
При неполном доминировании расщеплении по фенотипу во втором поколении всегда соответствует расщепление по генотипу (1 : 2 : 1 при моногибридном скрещивании, так как каждому генотипу отвечает определенный фенотип.
Задача: У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство с широкими листьями, а растения с узкими листьями - потомство только с узкими листьями. при скрещивании растений с узкими листьями получаются растения с листьями промежуточной ширины.
1. Какими будут потомки от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
Что получится при скрещивании узколистового растения с растением, имеющим листья промежуточной ширины?
Приложение
Ответ:
1. расщепление по фенотипу 1/4 - с широкими, 1/2 - с промежуточными, 1/4 - с узкими листьями.
2.
50% - с промежуточными,
50% - с узкими листьями.
III. Закрепление ЗУН.
Задача: При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой (с дисковидными плодами) были получены растения с тремя типами плодов: 9 частей с дисковидными плодами, 6 - со сферическими и 1- с удлиненными. Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений?
Дано:
9 частей - дисковидные формы
6 частей - сферические формы
1 часть - удлиненная форма
Генотип родителей F1 - ? и F2 - ?
F1 - ?
F2 - ?
Решение:
Исходя из результатов скрещивания можно определить, что родительские растения были гомозиготны, так как в первом поколении гибридов все растения имеют одинаковую форму плодов, при скрещивании этих гибридов между собой происходит расщепление в отношении 9 : 6 : 1, что говорит о комплементарном взаимодействии генов (при таком взаимодействии генотипы, объединяющие в себе два доминантных неаллельных гена А и В, как в гомо- так и в гетерозиготном состоянии определяют появление нового признака.
Напишем схему скрещивания:
Р: сферические
х сферические
F1 дисковидные
F2 : 9 дисковидных : 6 сферических : 1 удлиненный
Если в данном примере присутствует комплементарное взаимодействие генов, то можно предположить, что дисковидная форма плодов определяется генами А и В, а удлиненная рецессивным генотипом - аавв. Ген А при отсутствии гена В определяет сферическую форму плода. Отсюда можно предложить, что родительские растения имели генотипы ААвв и ааВВ.
При скрещивании растений с генотипами ААвв и ааВВ в первом поколении гибридов все растения будут иметь дисковидную форму плодов с генотипом Аа Вв. При скрещивании этих гибридов между собой наблюдается то расщепление, которое дано в условие задачи, значит, в данном примере действительно имело место комплементарное взаимодействие генов.
Напишем схему скрещивания: (Приложение)
| Гаметы | АВ | Ав | аВ | ав |
| AВ | ААВВ | ААВв | АаВВ | АаВв |
| Aв | ААВв | ААвв | АаВв | Аавв |
| аВ | АаВВ | АаВв | ааВВ | ааВв |
| ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
Ответ:
Генотипы родителей
F1 : ААвв и ааВВ.
Генотипы родителей F2 : АаВв
Генотипы F1 АаВв
Генотипы F2: 9 А_ В_ : 1 аавв
4. Домашнее задание:
Задача №1 У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, т.е. отсутствие слуха, обусловлена аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими указанными аномалиями. Определить возможные генотипы родителей.
Решение:
Глухота - рецессивный признак обусловлен аутосомным рецессивным геном. У нормальных по этому признаку родителей появился глухой ребенок. Следовательно родители были гетерозиготны по этому признаку (Вв х Вв). В этом случае вероятность появления глухого ребенка (вв) – 1/4 .
Отсутствие потовых желез - рецессивный признак, сцеплен с полом. Появление в семье сына с этой аномалией возможно, если мать была гетерозиготна по этому признаку.
Комментарии:
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
25 11 2025 12:38:41
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
24 11 2025 3:27:59
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
23 11 2025 18:59:17
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
22 11 2025 23:47:31
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
21 11 2025 6:31:46
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
20 11 2025 12:28:45
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
19 11 2025 5:27:24
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
18 11 2025 3:50:58
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
17 11 2025 10:56:24
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
16 11 2025 23:57:48
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
15 11 2025 10:29:28
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
14 11 2025 17:18:53
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
13 11 2025 10:21:51
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
12 11 2025 16:20:37
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
11 11 2025 7:29:57
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
10 11 2025 21:31:37
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
09 11 2025 10:38:50
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
08 11 2025 14:35:12
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
07 11 2025 1:11:51
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
06 11 2025 1:38:42
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
05 11 2025 9:49:55
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
04 11 2025 9:57:35
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
03 11 2025 11:19:53
Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
02 11 2025 8:49:40
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
01 11 2025 5:14:10
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
31 10 2025 2:54:57
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
30 10 2025 0:13:42
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
29 10 2025 22:52:57
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
28 10 2025 6:27:58
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
27 10 2025 0:52:20
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
26 10 2025 0:36:41
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
25 10 2025 19:23:33
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
24 10 2025 18:28:13
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
23 10 2025 3:27:20
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
22 10 2025 22:47:42
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
21 10 2025 14:51:33
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
20 10 2025 3:48:25
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
19 10 2025 16:18:40
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
18 10 2025 10:20:40
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
17 10 2025 14:50:21
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
16 10 2025 10:35:28
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
15 10 2025 11:58:19
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
14 10 2025 8:48:25
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
13 10 2025 1:27:49
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
12 10 2025 2:13:17
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
11 10 2025 2:57:51
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
10 10 2025 12:11:20
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
09 10 2025 7:27:46
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
08 10 2025 9:33:10
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
07 10 2025 13:36:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




