Царство грибов > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Царство грибов


    Царство грибов

ЦЕЛЬ: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, открытки, таблицы, учебный фильм “Грибы”.

ПЛАН УРОКА:

1. Опрос учащихся.

2. Справка о грибах.

3. Пословицы, поговорки и загадки о грибах.

4. Играем на уроке.

5. Сообщение учеников.

Можно сделать выставку грибов, приготовить буклеты.

ХОД УРОКА

(Вспоминаем на уроке)

Грибы - своеобразные организмы (около 100 тыс.видов), которые сочетают в себе признаки и растений, и животных. Они растут на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных.

Уникальность грибов состоит в том, что они сильно отличаются как от животных, так и от растений. Поэтому эти организмы выделяют в отдельное царство. Назовём некоторые черты, хаpaктерные для грибов:

ОТЛИЧАЕТ ОТ РАСТЕНИЙ:

- запасное вещество гликоген;

- наличие хитина в клеточных стенках;

- гетеротрофный способ питания

ОТЛИЧАЕТ ОТ ЖИВОТНЫХ:

- неограниченный рост;

- поглощение пищи путём всасывания;

- размножение с помощью спор;

- наличие клеточной стенки;

- отсутствие способности активно передвигаться.

Для закрепления материала можно задать учащимся следующие вопросы:

1. Какое строение имеет грибница?

2. Как связана грибница с плодовым телом и почвой?

3. Где созревают споры?

4. Как размножаются грибы?

5. Что такое микориза?

6. Чем отличаются пластинчатые грибы от трубчатых?

7. Почему в пищу лучше употрeбллять сухие, хорошо размолотые грибы, а не свежие?

После опроса учащихся можно дать небольшую справку о грибах “ЭТО ИНТЕРЕСНО...”

- Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

- Американский биолог Дречслер в 1935 году впервые описал хищные грибы.

- Некоторые грибы светятся, например опенок.

- Грибы могут издавать запахи.

- В 1881 году впервые русский ученый Ф.М. Каминский выявил и изучил микоризу.

- В 1913 году американскими исследователями Альсбергом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое получило название пенициллиновая кислота.

- На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы которого может достигать 100 т, а занимаемая площадь примерно 15 га. Возраст этого гиганта- полторы тысячи лет.

Грибы удивительны и красивы (демонстрация грибов). Ими любуются, изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках и конечно же складывают о них пословицы и поговорки. Например:

- Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.

- Лучше рыжик, чем ничего.

- Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.

- Грибы - не хлеб.

- Гриб быстро растет под дубом.

- Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

- Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.

Рассказы о грибах писали: М.Пришвин “Старый гриб”, Ю.Дмитриев “Боровик, или белый гриб”, “Дождевик”, Н.Павлова “Поганки”, М.Алексейчик “Лесные огни”, “Дама под покрывалом”.

Но не только пословицы и поговорки о грибах народ сочинял, но и загадки.

Попробуйте, угадайте о каком грибе идёт речь.

ЗАГАДКИ

1. Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нём сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик).

2. Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках. (Мухомор).

3.

Не спорю, не белый -
я, братцы, попроще...
расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик).

4.

Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С тёмной шапкой наверху. (Белый гриб)

5.

И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден... (Боровик)

6.

Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисички)

7.

Рыженький Ванёк,
Крепкий паренёк,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень. (Рыжик)

8.

Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка. (Маслёнок)

(Можно использовать вступление перед началом игр)

Гриб я видел на картинке,
Видел в роще и в лесу
На продуктах тоже видел
Удивлялся. Почему?
Яркость шапок - это диво
Налюбоваться не могу
И хочу сыграть в игру.

1. Игра “КТО БЫСТРЕЕ”.

Два ученика из комплекта грибов должны отобрать один ученик съедобные, а другой ядовитые грибы. (Можно под мелодию или голоса птиц в лесу).

2. Игра “НЕДОСТАЮЩИЙ ГРИБ”.

(Использовать картинки на доске)

ложный опенок мухомор ?
     
масленок лисичка бледная поганка

Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд - вместо знака вопроса? Почему именно её? (Бледная поганка, ядовитый гриб).

3. Игра “ЛИШНЯЯ КАРТИНКА”.

(на доске картинки грибов)

  • БЕЛЫЙ
  • РЫЖИК
  • ПОДБЕРЁЗОВИК
  • МАСЛЁНОК

Найди лишнюю картинку. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся гриба? (Бледная поганка, пластинчатые).

4. ГОЛОВОЛОМКА-ЗАГАДКА.

В этой головоломке зашифрована загадка. Прочитайте её и попробуйте отгадать.

В К Ш Р А А П С К Н Е О Й

 В О Р П А А Г С Н Ы Й

П П О Г Л Л Ю Я Б Д У И Й Д С А Я

С О Т Б О О Р Й О Д Н И К О Й

(В шапке красной - враг опасный. Полюбуйся, погляди да сторонкой обойди).

5. Кроссворд “ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ГРИБАХ?”

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой.

2. Редко встречающийся гриб с жёлтой или розовой шляпкой, на нижней стороне которой имеются густо посаженные шипики.

3. Французское название гриба.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

4. “Назвался..., полезай в кузов”.

5. “Разноцветные подружки разбегались по опушке... нас кличут, а сырыми не едят”.

6. Гриб боровик.

7. Пластинчатый съедобный гриб жёлтого цвета, никогда не бывает червивым.

В природе нам известны животные хищники, изучили как растение росянка ловит насекомых, но казалось бы грибы с которыми мы сталкиваемся в лесу, в роще, на поляне, весьма безобидные. На самом деле среди грибов есть тоже грибы-хищники.

(Сообщение ученика)

ГРИБЫ-ХИЩНИКИ.

Среди “диких” грибов есть прекрасные охотники!

Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в “голодное время”, “промышляют” таким образом. Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая “мясная” добавкаслужит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота.

А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобритательности при ловле добычи: протистов, коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как для паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!

У этих грибов образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.

Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нём от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил ещё в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрате, два ученых разговаривали пpaктически на равных, и Воронин с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующих на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты.

Его внимание привлёк гриб артроботрис (arthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами.

Воронин стал рассматривать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что, кроме обычных гиф, на отдельных нитях образуются петли; появляясь одна за другой, они образуют целые сети.Такого он ещё не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются?

Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX века.

(Материал взят из экспериментального учебника для VII класса Ю.В.Малеевой)

Раскрасавец Мухомор

Раскрасавец Мухомор
Вырос под дубами
И затеял разговор
С прочими грибами:
- Эй, сестрички-невелички,
Сыроежки и лисички!
Мне вас жалко от души-
Вы совсем не хороши!-
Он у рыженьких опят
Высмеял веснушки,
Он обидел всех подряд
На лесной опушке.
Он смеялся над волнушкой,
Называл её дурнушкой
И надменно, свысока
Оглядел боровика.
Огорчаются грибы,
Но не отвечают.
Только старые дубы
Ветками качают:
- Что ты хвалишься нарядом,
Обижаешь всех, кто рядом?
Ни к чему нарядный вид,
Если сам ты ядовит.
Ольга Ивановна Высотская.

Городские жители частенько приезжают отдыхать в лес. Они любуются природой, слушают пенье птиц, собирают грибы и везут домой. Неопытные люди, которые не так часто сталкивались с грибами, уверенные в своих знаниях о грибах часто оказываются на больничных койках. Это отравление! Такие незнания, могут плачевно сказаться на здоровье. (Можно инсценировать показ оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами).

Но это не значит, что человек должен беспощадно уничтожать ядовитые грибы. Этого делать нельзя! Многие дикие животные, животные леса употрeбляют ядовитые грибы как лекарство. Например, лоси при зубной боли поедают мухомор. (Можно рассказать о пользе грибов)

И в заключение

Грибы сегодня повторяли,
В царстве их мы побывали.
Знаем вид, строенье,тело,
Не забыли красоту.
В игры мы играли смело
Знаем где и почему.
Пользу вспомнили и вред
Запомним тему на сто лет!



Комментарии:

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

24 08 2025 10:23:34

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

23 08 2025 22:21:28

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

22 08 2025 18:37:24

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

21 08 2025 0:11:20

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

20 08 2025 0:29:55

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

19 08 2025 0:31:59

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

18 08 2025 19:41:44

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

17 08 2025 23:48:34

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

16 08 2025 8:41:36

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

15 08 2025 12:29:31

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

14 08 2025 23:30:16

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

13 08 2025 2:35:50

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

12 08 2025 19:45:10

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

11 08 2025 12:10:57

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

10 08 2025 9:39:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

09 08 2025 10:33:12

Изучение лишайников в школе


    Изучение лишайников в школе

      В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

08 08 2025 19:20:43

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

07 08 2025 23:50:21

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

06 08 2025 22:10:16

Обобщающий урок "Кровеносная система"


    Обобщающий урок "Кровеносная система"

      План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

05 08 2025 10:49:14

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

04 08 2025 7:58:33

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

03 08 2025 7:27:57

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

02 08 2025 0:13:18

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

01 08 2025 10:58:47

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

31 07 2025 19:16:22

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

30 07 2025 5:13:25

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

29 07 2025 11:50:32

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

28 07 2025 7:39:58

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

27 07 2025 13:17:37

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

26 07 2025 6:40:57

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

25 07 2025 5:14:43

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

24 07 2025 8:58:20

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

23 07 2025 2:15:16

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

22 07 2025 21:28:54

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека


    Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

      Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....

21 07 2025 10:21:30

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

20 07 2025 19:42:31

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

19 07 2025 2:15:57

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

18 07 2025 17:17:54

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

17 07 2025 11:24:25

Индивидуальное развитие растений Биология

Индивидуальное развитие растений  Биология Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

16 07 2025 13:19:51

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

15 07 2025 10:10:51

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

14 07 2025 10:30:29

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

13 07 2025 4:59:30

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

12 07 2025 23:44:31

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

11 07 2025 10:41:18

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

10 07 2025 12:50:12

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

09 07 2025 19:14:30

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

08 07 2025 6:10:33

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

07 07 2025 17:47:44

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

06 07 2025 3:46:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::