Царство грибов > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Царство грибов

ЦЕЛЬ: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, открытки, таблицы, учебный фильм “Грибы”.

ПЛАН УРОКА:

1. Опрос учащихся.

2. Справка о грибах.

3. Пословицы, поговорки и загадки о грибах.

4. Играем на уроке.

5. Сообщение учеников.

Можно сделать выставку грибов, приготовить буклеты.

ХОД УРОКА

(Вспоминаем на уроке)

Грибы - своеобразные организмы (около 100 тыс.видов), которые сочетают в себе признаки и растений, и животных. Они растут на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных.

Уникальность грибов состоит в том, что они сильно отличаются как от животных, так и от растений. Поэтому эти организмы выделяют в отдельное царство. Назовём некоторые черты, характерные для грибов:

ОТЛИЧАЕТ ОТ РАСТЕНИЙ:

- запасное вещество гликоген;

- наличие хитина в клеточных стенках;

- гетеротрофный способ питания

ОТЛИЧАЕТ ОТ ЖИВОТНЫХ:

- неограниченный рост;

- поглощение пищи путём всасывания;

- размножение с помощью спор;

- наличие клеточной стенки;

- отсутствие способности активно передвигаться.

Для закрепления материала можно задать учащимся следующие вопросы:

1. Какое строение имеет грибница?

2. Как связана грибница с плодовым телом и почвой?

3. Где созревают споры?

4. Как размножаются грибы?

5. Что такое микориза?

6. Чем отличаются пластинчатые грибы от трубчатых?

7. Почему в пищу лучше употреблять сухие, хорошо размолотые грибы, а не свежие?

После опроса учащихся можно дать небольшую справку о грибах “ЭТО ИНТЕРЕСНО...”

- Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

- Американский биолог Дречслер в 1935 году впервые описал хищные грибы.

- Некоторые грибы светятся, например опенок.

- Грибы могут издавать запахи.

- В 1881 году впервые русский ученый Ф.М. Каминский выявил и изучил микоризу.

- В 1913 году американскими исследователями Альсбергом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое получило название пенициллиновая кислота.

- На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы которого может достигать 100 т, а занимаемая площадь примерно 15 га. Возраст этого гиганта- полторы тысячи лет.

Грибы удивительны и красивы (демонстрация грибов). Ими любуются, изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках и конечно же складывают о них пословицы и поговорки. Например:

- Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.

- Лучше рыжик, чем ничего.

- Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.

- Грибы - не хлеб.

- Гриб быстро растет под дубом.

- Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

- Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.

Рассказы о грибах писали: М.Пришвин “Старый гриб”, Ю.Дмитриев “Боровик, или белый гриб”, “Дождевик”, Н.Павлова “Поганки”, М.Алексейчик “Лесные огни”, “Дама под покрывалом”.

Но не только пословицы и поговорки о грибах народ сочинял, но и загадки.

Попробуйте, угадайте о каком грибе идёт речь.

ЗАГАДКИ

1. Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нём сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик).

2. Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках. (Мухомор).

3.

Не спорю, не белый -
я, братцы, попроще...
расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик).

4.

Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С тёмной шапкой наверху. (Белый гриб)

5.

И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден... (Боровик)

6.

Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисички)

7.

Рыженький Ванёк,
Крепкий паренёк,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень. (Рыжик)

8.

Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка. (Маслёнок)

(Можно использовать вступление перед началом игр)

Гриб я видел на картинке,
Видел в роще и в лесу
На продуктах тоже видел
Удивлялся. Почему?
Яркость шапок - это диво
Налюбоваться не могу
И хочу сыграть в игру.

1. Игра “КТО БЫСТРЕЕ”.

Два ученика из комплекта грибов должны отобрать один ученик съедобные, а другой ядовитые грибы. (Можно под мелодию или голоса птиц в лесу).

2. Игра “НЕДОСТАЮЩИЙ ГРИБ”.

(Использовать картинки на доске)

ложный опенок мухомор ?
     
масленок лисичка бледная поганка

Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд - вместо знака вопроса? Почему именно её? (Бледная поганка, ядовитый гриб).

3. Игра “ЛИШНЯЯ КАРТИНКА”.

(на доске картинки грибов)

  • БЕЛЫЙ
  • РЫЖИК
  • ПОДБЕРЁЗОВИК
  • МАСЛЁНОК

Найди лишнюю картинку. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся гриба? (Бледная поганка, пластинчатые).

4. ГОЛОВОЛОМКА-ЗАГАДКА.

В этой головоломке зашифрована загадка. Прочитайте её и попробуйте отгадать.

В К Ш Р А А П С К Н Е О Й

 В О Р П А А Г С Н Ы Й

П П О Г Л Л Ю Я Б Д У И Й Д С А Я

С О Т Б О О Р Й О Д Н И К О Й

(В шапке красной - враг опасный. Полюбуйся, погляди да сторонкой обойди).

5. Кроссворд “ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ГРИБАХ?”

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой.

2. Редко встречающийся гриб с жёлтой или розовой шляпкой, на нижней стороне которой имеются густо посаженные шипики.

3. Французское название гриба.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

4. “Назвался..., полезай в кузов”.

5. “Разноцветные подружки разбегались по опушке... нас кличут, а сырыми не едят”.

6. Гриб боровик.

7. Пластинчатый съедобный гриб жёлтого цвета, никогда не бывает червивым.

В природе нам известны животные хищники, изучили как растение росянка ловит насекомых, но казалось бы грибы с которыми мы сталкиваемся в лесу, в роще, на поляне, весьма безобидные. На самом деле среди грибов есть тоже грибы-хищники.

(Сообщение ученика)

ГРИБЫ-ХИЩНИКИ.

Среди “диких” грибов есть прекрасные охотники!

Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в “голодное время”, “промышляют” таким образом. Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая “мясная” добавкаслужит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота.

А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобритательности при ловле добычи: протистов, коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как для паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!

У этих грибов образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.

Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нём от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил ещё в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрате, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующих на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты.

Его внимание привлёк гриб артроботрис (arthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами.

Воронин стал рассматривать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что, кроме обычных гиф, на отдельных нитях образуются петли; появляясь одна за другой, они образуют целые сети.Такого он ещё не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются?

Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX века.

(Материал взят из экспериментального учебника для VII класса Ю.В.Малеевой)

Раскрасавец Мухомор

Раскрасавец Мухомор
Вырос под дубами
И затеял разговор
С прочими грибами:
- Эй, сестрички-невелички,
Сыроежки и лисички!
Мне вас жалко от души-
Вы совсем не хороши!-
Он у рыженьких опят
Высмеял веснушки,
Он обидел всех подряд
На лесной опушке.
Он смеялся над волнушкой,
Называл её дурнушкой
И надменно, свысока
Оглядел боровика.
Огорчаются грибы,
Но не отвечают.
Только старые дубы
Ветками качают:
- Что ты хвалишься нарядом,
Обижаешь всех, кто рядом?
Ни к чему нарядный вид,
Если сам ты ядовит.
Ольга Ивановна Высотская.

Городские жители частенько приезжают отдыхать в лес. Они любуются природой, слушают пенье птиц, собирают грибы и везут домой. Неопытные люди, которые не так часто сталкивались с грибами, уверенные в своих знаниях о грибах часто оказываются на больничных койках. Это отравление! Такие незнания, могут плачевно сказаться на здоровье. (Можно инсценировать показ оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами).

Но это не значит, что человек должен беспощадно уничтожать ядовитые грибы. Этого делать нельзя! Многие дикие животные, животные леса употребляют ядовитые грибы как лекарство. Например, лоси при зубной боли поедают мухомор. (Можно рассказать о пользе грибов)

И в заключение

Грибы сегодня повторяли,
В царстве их мы побывали.
Знаем вид, строенье,тело,
Не забыли красоту.
В игры мы играли смело
Знаем где и почему.
Пользу вспомнили и вред
Запомним тему на сто лет!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

06 12 2021 3:10:27

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

06 12 2021 11:52:16

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

06 12 2021 3:34:47

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

Представлен урок биологии в 9-м классе по теме " Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

06 12 2021 8:38:24

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

06 12 2021 20:11:29

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют транспортным аппаратом клетки....

06 12 2021 16:56:39

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют ракушки"

Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

06 12 2021 16:50:29

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

06 12 2021 17:23:47

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы " Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

06 12 2021 15:47:47

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

Технологическая карта внеурочного занятия цикла « Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

06 12 2021 18:19:17

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

06 12 2021 13:56:23

Открытый урок по биологии на тему "Половое размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

06 12 2021 13:22:21

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

06 12 2021 2:57:21

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

06 12 2021 23:12:34

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

06 12 2021 1:22:55

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему « Фишбоун» (эту схему разработала методист Бел Р И П К П П С М. В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

06 12 2021 0:49:20

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на практике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников « Шаг в будущее» со своими научными работами....

06 12 2021 18:33:58

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок " Доисторическая жизнь" на музыку И. Стравинского " Весна Священная" из мультфильма У. Диснея " Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

06 12 2021 7:17:41

Естественные и искусственные биоценозы

<p> Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема « Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

06 12 2021 5:55:33

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

06 12 2021 14:36:33

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

06 12 2021 17:52:35

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

06 12 2021 5:22:13

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая характеристика"

Урок разработан по программе Сонина Н. И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

06 12 2021 4:42:34

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

06 12 2021 8:57:10

Тема урока: "Химический состав растений"

Данный урок является одним из уроков по теме " Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

06 12 2021 9:10:16

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

06 12 2021 2:23:51

Мейоз

Урок продолжает формирование знаний о размножении, характеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул Д Н К и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

06 12 2021 15:30:40

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме " Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

06 12 2021 0:16:30

Урок-конференция "Генетика и медицина"

Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

06 12 2021 12:44:55

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

06 12 2021 10:55:45

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

06 12 2021 20:10:54

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

06 12 2021 12:10:48

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

06 12 2021 21:14:57

Тема урока: "Космическая роль растений"

Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

06 12 2021 21:51:15

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, А Т Ф, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

06 12 2021 21:30:51

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство " Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли В Н Д, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

06 12 2021 0:49:47

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

06 12 2021 6:23:56

Интернет-ресурсы на уроках биологии

Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

06 12 2021 16:32:39

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

06 12 2021 11:14:48

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

06 12 2021 19:25:21

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

06 12 2021 5:28:25

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

06 12 2021 18:35:57

Многообразие птиц в природе

Урок « Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи « Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

06 12 2021 21:46:27

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

06 12 2021 3:34:16

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

06 12 2021 7:31:40

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

06 12 2021 19:59:35

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

06 12 2021 3:29:52

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

06 12 2021 9:50:25

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

06 12 2021 20:23:14

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

06 12 2021 22:53:35

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)