Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву.
К. Паустовский

Игра рассчитана на учащихся 5–6 классов.

Цели игры:

  1. Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром.
  2. Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.
  3. Развивать мышление, память, речь, навыкиобщения.
  4. Воспитывать понимание красоты природы, умение жить вгармонии с окружающим миром.
  5. Воспитывать готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.

Оборудование и реквизит:

  1. Плакаты с названиями туров, изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), орденов «Умник» и «Умница», плакаты с вопросами.
  2. Экран, компьютер, проектор.

Ход игры

Ведущий: Обратите внимание на эпиграф к нашей игре. (слайд 1, презентация) Сегодня мы будем говорить об охране окружающей среды. (слайд 2-11)

1-й чтец.

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса;
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?».
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Все перепуталось, все заблyдилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.

2-й чтец.

Мы рассказали про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Ведущий. А вы знаете, где вы живете? (Название улицы, района, села, республики.) На каком материке? Где находится материк?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его – дом, в котором мы живем.

Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой и прозревать. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, шедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище – человека. И безоглядно брали, черпали, расточительно использовали природные ресурсы.

Нам нужно научиться пользоваться ими предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений. Чтобы воздух, вода, земля на нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым.

3-й чтец.

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Ведущий. Решению мелких, нозато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, которая называется «Умники и умницы». Это игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники, которых мы назовем «теоретиками». (Это слово произошло от гречей слова «цеория» – «исследование, рассмотрение».) За верный ответ «теоретик» получает «орден». А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляем наших судей...

Первый агон

Ведущий. Тема первого агона «Какое небо гoлyбое». (слайд 12.)

Отборочные вопросы первого агона:

  1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород.)
  2. А этот газ – основной компонент воздуха – занимает 78% его объема. (Азот.)
  3. Летательный аппарат легче воздуха. (Аэростат.)
  4. Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода.)
  5. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу, так как растения выделяют кислород.)
  6. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)
  7. Почему шерстяная одежда теплая? (Шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.)
  8. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

Представление первой тройки участников.

Ведущий. Перед началом агона мы разыгрываем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит прав выбора дорожки. Прежде чем вы выберете дорожки, напомним их свойства. Красная дорожка – самая короткая, на ней нельзя ошибаться. На желтой – можно ошибиться один раз. Зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза..

  1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер.)
  2. Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
  3. Помрачнела, почернела, потом плакать начала, огороды полила (туча)

Вопрос игроку на красной дорожке.

  1. Имеет ли какое-либо отношение этот баллончик (демонстрирует баллончик с освежителем воздуха, дезодорантом и проч.) к охране окружающей среды? (Газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой.)

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Почему леса называют «легкими» планеты? (Лес – источник кислорода на нашей планете.)
  2. Как правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было вредных веществ? (слайд 13.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

  1. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов.)
  2. Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? (Всемирный день Земли – 22 апреля).
  3. Где будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)

Жюри подводит итоги первого агона.

Вопросы зрителям \"По страницам Красной книги\"

  1. Чем отличается заповедник от заказника?
  2. Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе признаки кошек и собак, хотя относится к кошачьим. (Гепард)
  3. Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5 т напоминала тюленя, а с хвоста – рыбу. Водилась она на комaндорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное. (Морская или стеллерова корова)
  4. Когда появилась первая \"Красная книга\"? (1966 г.)
  5. Когда была издана Красная книга РСФСР? (1985-животные, 1988-растения)
  6. Какие особо охраняемые природные территории вы знаете? (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)

Второй агон

Ведущий. Представьте, что мы раскрутили глобус быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). О воде и пойдет речь в первом агоне, который называется «Peки, речки и моря по земле текут не зря». (слайд 14.)

Отборочные вопросы второго агона:

  1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)
  2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)
  3. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)
  4. У какого водоема бывают рукава? (У реки – притоки)
  5. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал.)
  6. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
  7. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родники питают подземные воды.)
  8. Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? (Балхаш).

Представление второй тройки участников.

Ведущий. Первый, кто отгадает загадку, имеет право выбора дорожки

Загадки:

  1. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман.)
  2. Пушистая вата плывет куда-то. (Облака.)
  3. На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)

Вопрос игроку на красной дорожке.

  1. Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш.)

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Объясните понятие «мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами.)
  2. Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем? (Ставить очистные сооружения и использовать ту же воду много раз.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

  1. Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей – местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива.)
  2. Всего 12 граммов нефти необходимо на 1000 литров воды, чтобы ее сделать непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет? (Нефть затягивает пленкой водоем, так как она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов.)
  3. Пресная вода составляет только 3% всей воды на Земле. Как ты можешь беречь воду? (Не расходовать воду попусту, всегда плотно закрывать кран.)

Жюри подводит итоги второго агона.

4-й чтец.

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни.

Третий агон

5-й чтец.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук.

Ведущий. Этому зеленому другу – лесу – и будет посвящен наш третий агон, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса». (слайд 15.)

Отборочные вопросы третьего агона:

  1. С какой стороны на дереве растут мхи и лишайники (с южной)
  2. Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание.)
  3. Почему дятла называют лесным лекарем? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов.)
  4. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)
  5. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение.)
  6. Название какого растения связано со звоном (Колокольчик.)
  7. Символ Египта, водное растение. Редко встречается на юге Амурской области. (Лотос.)
  8. Если вам на пути в лесу попадается подорожник, что это значит (Где-то рядом тропа.)

Представление третьей тройки участников.

Ведущий. Кто отгадает название лекарственного растения, тот и будет первым выбирать себе дорожку.

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
  2. Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник.)
  3. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха.)

Вопрос игроку на красной дорожке:

  1. Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? (Чтобы звери и птицы могли убежать).

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда. Лес – дом для животных. Уровень шума измеряется в децибелах: шелест травы – 10 децибелов, громкая речь – 60-70 децибелов.)
  2. Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, склянки, банки, бутылки? (Из-за непотушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

  1. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки.)
  2. Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек? (Бабочки опыляют растения.)

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей

– Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция.)Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Жюри подводит итоги третьего агона.

6-й чтец.

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий. Вот и определились финалисты – победители сегодняшней игры «Умницы и умники». Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это...

Жюри подводит итоги всей игры.

Ведущий. Быстро летит время. Вы окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть...

Ведущий. Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

7-й чтец (слайд 16.)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(слайд 17.)

Литература:

  1. Ясвин В. Я. Мир природы в мире игр// Экологическое образование №4, 2000. – С. 45-52.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.; – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999 – 432.: ил
  3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ глав. Ред. В.А Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448с.
  4. Шульман Н. К. Охрана природы Амурской области. – Амурское отд. Хабаровского кн. Изд-ва, 1989. – 144с.,ил
  5. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. –М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 256 с.,ил
  6. Чижова В.П. Как вести себя наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. Ш. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. – С. 33-34.
  7. Сзабова С. Экойгры в школе и вне школы. – Владивосток, 1996 – 46 с.
  8. Махлин М. Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. Изд-во, 1984. – 128с., ил



Комментарии:

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

01 09 2025 15:47:40

Смотр знаний по теме "Скелет человека"


    Смотр знаний по теме "Скелет человека"

      По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....

31 08 2025 14:59:26

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

30 08 2025 8:19:50

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

29 08 2025 15:48:58

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

28 08 2025 23:40:30

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

27 08 2025 3:29:25

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

26 08 2025 13:38:29

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

25 08 2025 20:41:50

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

24 08 2025 19:23:57

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

23 08 2025 22:26:10

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

22 08 2025 10:20:20

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

21 08 2025 11:27:42

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

20 08 2025 12:58:21

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

19 08 2025 6:35:22

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

18 08 2025 16:49:19

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

17 08 2025 4:18:57

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

16 08 2025 15:43:53

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

15 08 2025 18:13:51

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

14 08 2025 0:56:46

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

13 08 2025 11:38:21

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

12 08 2025 12:34:53

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

11 08 2025 4:46:56

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

10 08 2025 21:19:46

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

09 08 2025 5:57:16

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

08 08 2025 6:45:12

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

07 08 2025 8:52:21

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

06 08 2025 0:41:20

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

05 08 2025 17:22:11

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

04 08 2025 13:19:10

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

03 08 2025 12:58:44

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

02 08 2025 9:58:21

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

01 08 2025 5:26:20

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

31 07 2025 12:21:46

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

30 07 2025 0:52:20

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

29 07 2025 22:53:25

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 07 2025 18:38:46

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

27 07 2025 10:29:14

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

26 07 2025 13:27:28

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

25 07 2025 16:27:46

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

24 07 2025 15:29:16

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"


    Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

      Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...

23 07 2025 1:47:15

Творческая роль естественного отбора

Творческая роль естественного отбора Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

22 07 2025 8:16:15

Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"

      Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....

21 07 2025 2:11:29

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

20 07 2025 23:50:32

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

19 07 2025 18:47:32

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

18 07 2025 16:39:28

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

17 07 2025 10:12:38

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

16 07 2025 16:37:14

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс


    Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

      Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

15 07 2025 16:44:13

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

14 07 2025 7:33:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::