Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах
Я расскажу притчу о маленьком мальчике. Однажды учительница сказала: “Сегодня мы будем рисовать”. Он любил рисовать. Взял карандаш и начал рисовать льва. Но учительница сказала “Подожди! Мы будем рисовать цветы”.“Здорово” – воскликнул малыш и начал рисовать цветы розовым, синим, оранжевым карандашами. Но учительница сказала: “Подожди! Я вам покажу, как нужно рисовать” И она нарисовала красный цветок с зеленым стебельком. Мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей, и на свои цветы. Свои ему понравились больше. Но он перевернул лист и нарисовал цветок, как у учительницы: красный с зеленым стебельком. В следующий раз учительница сказала: “Сегодня мы будем заниматься лепкой”. “Хорошо!” – подумал мальчик. Он любил лепку и умел делать различные штучки из глины. Но учительница сказала: “Мы будем делать блюдо”. “Здорово!” – подумал мальчик и начал лепить блюда различных форм и размеров. Но учительница сказала: “Подожди! Я покажу, как надо делать”. И учительница сделала блюдо. И мальчик сделал такое же… Семья мальчика переехала, и ему пришлось поменять школу. В первый же день был урок рисования. Мальчик стал ждать когда учительница скажет что и как делать. Но она ничего не говорила, а просто ходила по классу. Подойдя к мальчику, она спросила:
- “Ты не хочешь рисовать?”
- “Хочу. А что нужно рисовать?” – ответил он.
- “Что хочешь” – сказала учительница.
- “А как рисовать?”
- “Как хочешь”
- “И не важно каким цветом?”
- “Не важно, – сказала учительница. - Если бы все делали одинаково, как бы я узнала, чей это рисунок?”
- “Я не знаю” – сказал мальчик и начал рисовать красный цветок на зеленом стебельке.
Не правда ли, знакомая история? В традиционном образовании наши вопросы заставляют мысль ребят двигаться в определенном, выбранном нами, учителями, а не школьниками, направлении. А может быть путь поиска истины должен выбираться самим учеником? Мы привыкли подносить ребенку готовую истину, которую он обязательно должен принять. А если “лишь зародить в нем вкус к науке, чтобы он полюбил ее, и дать ему методы, чтобы он мог изучать” (Ж.Ж. Руссо).
Перед биологической наукой стоят большие задачи: побороть вирусы и болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания, победить преждевременную старость, исправить возникающие генетические дефекты, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов, уберечь лес от уничтожения, а почву от эрозии. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, медиками, экологами, но каждому придется заботиться о собственном здоровье и здоровье своих детей. Многим придется принимать участие в решении экологических проблем.
Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни.
Какую роль сегодня играет обыкновенный рабочий урок? Ведь нет ничего проще, чем воспроизвести информацию на уроке, закрепить ее, поставить оценки. А каким должен быть урок, чтобы дети шли к тебе с желанием?
Проблема мотивации учебной деятельности не нова. Под мотивами учения психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от физиологических потребностей до самоактуализации. Существует несколько типов мотивации, связанной с учебной деятельностью. Мне бы хотелось, чтобы у моих учеников превалировала мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Мотивы этой категории – это удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация заложена в самом процессе учебной деятельности: преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей.
Какие же условия для этого необходимы?
- Оценка на уроке – это не побудительная сила деятельности, а лишь информирование ученика об успешности его деятельности. Она служит для того, чтобы оценить, достигнут ли желаемый результат.
- Результаты обучения должны быть значимыми для учащихся и соответствовать их потребностям.
- Урок следует организовать так, чтобы сам процесс учения был интересен учащимся и вызывал радость от общения с педагогом и одноклассниками. Четко организованный урок имеет ценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Я человек сомневающийся, нахожусь всегда в поиске ответов на вопросы “Как? Зачем? Чему учить?” Цели изучения биологии в школе давно уже сформулированы и решаются в соответствии с нормативными документами: Федеральным базисным учебным планом, примерными программами, требованиями к обязательному минимуму содержания образования и др.
Реализация целей зависит от конкретного биологического материала, с которым работают учащиеся. В нашей гимназии существует 4 профиля на старшей ступени обучения. Биология для небиологических классов: физико-математического, гуманитарного, филологического, экономического – это знакомство с концептуальными понятиями науки, вошедшими в сокровищницу достижений человеческой мысли, на приемлемом для них языке: без формалистики и хитросплетений. Одна из целей – научить “небиологов” осознавать действие биологических законов в их жизни, а может и в будущей профессиональной деятельности. Задачи – сформировать представление о роли и месте биологии в современной цивилизации и мировой культуре. Совсем другие цели и задачи в изучении предмета должны ставиться перед учащимися химико-биологического профиля. В этом классе вопрос “Зачем нам это нужно?” зазвучит совсем не праздным образом. В профильном классе удовлетворяются индивидуальные (часто уже профессиональные) интересы учащихся.
Наиболее трудным является вопрос о содержании образования в небиологических классах. Значительный объем программы и большое количество фактического материала при 34 часах (вместо прежних 64 ч.) заставляют пересматривать прежние методики ведения уроков. Необходимо выдать базовый уровень, но так, чтобы ребятам было интересно. Уроки не должны ограничиваться содержанием минимального уровня. Необходимо использовать любопытные факты из истории биологических открытий, интересные биологические задачи, эксперименты. Сейчас есть возможности для использования на уроках компьютера, видеофильмов, мультимедийных презентаций, интеpaктивной доски и др. Большинство уроков можно превратить в мини-исследование!
Образовательная сторона обучения должна уступить место развивающей и воспитательной, т. е. обучение должно пониматься не столько как передача суммы знаний для ознакомления и заучивания, сколько как формирование естественнонаучного мировоззрения.Сегодня, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников, задачей учителя становится проблемная подача материала. Нужно так преподносить материал, чтобы ученик включился в процесс поиска ответов на вопросы: “А почему это так?”, “Что могло привести к этому?”, “А что произойдет, если..?”
Из множества различных типов уроков я чаще всего использую традиционные комбинированные, но комбинацию этапов урока и содержание самих этапов стараюсь разнообразить. Часто применяю биологические разминки, мини-исследования, “живые” модели, ролевые игры, защиту мини-проектов, проведение параллелей между техническими устройствами и объектами живой природы, построение опopно-логических схем. Важнейший в биологии метод выявления причинно-следственных связей помогает добиваться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся.
Есть в школьном расписании уроки математики, физики, литературы, биологии, но не значатся уроки великодушия, благородства, нравственности. А ведь именно этому мы должны учить детей ежедневно, ежечасно, ежеминутно каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, и даже одеваться. Учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Я смею надеяться, что мои ученики вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству. И пусть в этом им помогут биологические знания.
Комментарии:
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
17 06 2025 9:45:19
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
16 06 2025 17:26:14
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
15 06 2025 6:15:18
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
14 06 2025 6:41:30
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
13 06 2025 2:56:20
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
12 06 2025 1:39:55
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
11 06 2025 8:59:46
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
10 06 2025 21:52:38
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
09 06 2025 6:51:11
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
08 06 2025 3:41:54
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
07 06 2025 12:55:51
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
06 06 2025 5:51:52
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
05 06 2025 6:40:25
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
04 06 2025 4:34:30
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
03 06 2025 10:42:49
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
02 06 2025 0:37:23
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
01 06 2025 1:40:31
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
31 05 2025 14:59:11
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
30 05 2025 2:52:43
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
29 05 2025 11:22:53
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
28 05 2025 0:59:20
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
27 05 2025 23:55:35
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
26 05 2025 4:45:47
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
25 05 2025 15:58:14
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
24 05 2025 20:10:41
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
23 05 2025 23:45:17
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
22 05 2025 8:30:46
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
21 05 2025 23:28:16
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
20 05 2025 17:30:39
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
19 05 2025 19:56:33
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
18 05 2025 23:25:39
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
17 05 2025 6:53:50
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
16 05 2025 8:49:17
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
15 05 2025 23:16:21
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
14 05 2025 6:25:35
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе.
...
13 05 2025 5:49:13
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
12 05 2025 8:30:46
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
11 05 2025 19:41:59
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
10 05 2025 0:19:22
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
09 05 2025 5:35:51
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
08 05 2025 18:18:32
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
07 05 2025 23:19:23
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
06 05 2025 5:54:40
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
05 05 2025 21:26:33
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
04 05 2025 18:26:18
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
03 05 2025 6:46:14
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
02 05 2025 10:14:10
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
01 05 2025 17:50:11
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
30 04 2025 2:46:15
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
29 04 2025 19:44:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::