Лаборатория фитоинвазий    

Использование контекстных задач на уроках биологии

Цели урока:

Воспитания: создать условия для:

  • воспитания активности и самостоятельности при обобщении содержания;
  • воспитания бережного отношения к червям, т.к. дождевые черви приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов;

Развития: создать условия для:

  • развития приёмов мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • развития умений самоорганизации;

Обучения: создать условия для:

  • обобщения знаний учащихся об особенностях и значении разных типов червей;
  • формирования у учащихся представлений о значении червей в природе и жизни человека, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму;
  • закрепления знаний о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор; плакаты:

  • белая планария;
  • бычий цепень;
  • человеческая аскарида;
  • дождевой червь.

Содержательная часть урока

1. Организационный этап.

Учащиеся приветствуют учителя. Учитель здоровается с учениками и сообщает цели урока: - На этом уроке мы постараемся обобщить ваши знания о значении червей в природе и жизни человека, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах профилактики, решим контекстную задачу.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание, включающее ранее пройденный материал.

Тест.

1) У белой планарии выделение происходит через:

а) рот;
б) сократительные вакуоли;
в) разветвленные трубочки;
г) почки.

2) Печёночный сосальщик, как и другие плоские черви, относится к … животным.

а) однослойным;
б) двухслойным;
в) трёхслойным;
г) многослойным.

3) Пищеварительная система с ротовым и анальным отверстиями впервые появилась у:

а) плоских червей;
б) кольчатых малощетинковых червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых многощетинковых червей.

4) К многощетинковым червям относятся:

а) дождевой червь;
б) трубочник;
в) пескожил;
г) ни один из перечисленных.

5) Человек может заразиться аскаридами, если он:

а) съест сырую рыбу;
б) погладит больную собаку и не вымоет руки;
в) съест плохо проваренное мясо;
г) употребит в пищу немытые овощи.

6) Кишечник отсутствует у:

а) молочно-белой планарии;
б) дождевого червя;
в) бычьего цепня;
г) печёночной двуустки.

7) В процессе эволюции выделительная система впервые появляется у:

а) кишечнополостных;
б) круглых червей;
в) плоских червей;
г) кольчатых червей.

8) Нервная система планарии в отличие от гидры представлена

а) продольными нервными стволами;
б) нервной сетью;
в) брюшной нервной цепочкой;
г) глазным ганглием и спинным мозгом.

9) Основным источником заражения человека печёночным сосальщиком является:

а) недостаточная чистота рук;
б) питьё из грязных водоёмов;
в) употребление немытых овощей;
г) употребление недостаточно проваренного или прожаренного мяса.

10) Наиболее сложное строение имеет:

а) дождевой червь;
б) луковая нематода;
в) белая планария;
г) бычий цепень.

Осуществляется взаимопроверка итогов теста. Правильные ответы выводятся на экран через проектор. Фронтально проводится коррекция знаний через привлечение учащихся, правильно ответивших на эти вопросы.

3. Этап обобщения и систематизации знаний.

Работа проводится фронтально, в тетради заполняется таблица.

Таблица. Общая характеристика червей

Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик Человеческая аскарида, луковая и картофельная нематоды Дождевой червь, нереида
2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя
3. Численность 12500 видов 1 млн. видов 9 тыс. видов
4. Покровы, мышцы Кожно-мускульный мешок. Продольные и кольцевые мышцы Кожно-мускульный мешок. Продольные мышцы Кожно-мускульный мешок. Продольные и кольцевые мышцы
5. Пищеварительная система Рот-глотка-кишечник Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие
6. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, два продольных сосуда, поперечные- “сердца”
7. Нервная система Головной нервный узел, два нервных ствола, нервы Нервные стволы с перемычками Окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка
8. Выделительная система Разветвленные трубочки Два боковых канала Парные трубочки в каждом сегменте
9. Половая система Гермафродит Раздельнополые, до 200 тыс. яиц в день Гермафродит
10. Среда обитания Водная, паразиты Водная, почвенная, паразиты Водная, почвенная

Учащимся предлагается решить и обсудить итоги решения следующей контекстной задачи:

Эти удивительные планарии.

Планарии – существа удивительные! Поймав жертву (мелких ракообразных), планария терриколе крепко обнимает его своим плоским телом и, опрыснув кишечным соком, переваривает, даже не дав себе труда проглотить его. А если саму планарию захочет кто-нибудь проглотить, он должен, прежде всего, подготовить свои нервы к спектаклю. Когда терриколе угрожает опасность, она вдруг сама разрывает себя на куски, и перед изумлённым врагом вместо живого червя замирают, округлившись, десять-двадцать слизистых комков. Через несколько часов, когда опасность минует, каждый комочек, регенерируя орган за органом, воссоздаёт целого червя!

Какой вывод можно сделать об уровне специализации тканей и органов, если учесть, что планарии регенерируют из 1/279 части тела?

4. Этап информации о домашнем задании.

Учащиеся получают для решения дома контекстные задачи через систему “Электронный дневник” (Приложение 1).

5. Подведение итогов урока.

Учитель дает характеристику работы учащихся, выставляет полученные за работу на уроке отметки.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

15 05 2021 19:55:53

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов....

14 05 2021 5:54:34

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

13 05 2021 22:23:54

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

12 05 2021 16:13:13

Происхождение человека. 9-й класс

Разработка модульного урока « Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

11 05 2021 8:10:38

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

Урок в 6-м классе по программе В. В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

10 05 2021 6:48:42

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

09 05 2021 17:23:20

Класс Брюхоногие

...

08 05 2021 20:36:49

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

07 05 2021 11:36:14

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

06 05 2021 16:51:28

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества ( Н О С Т) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

05 05 2021 11:19:29

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

04 05 2021 8:32:27

Биологическая игра "Мир вокруг нас"

В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А. И. Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

03 05 2021 13:57:32

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

02 05 2021 13:47:39

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

01 05 2021 20:34:14

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

30 04 2021 19:25:49

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

29 04 2021 14:48:56

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

28 04 2021 18:48:36

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

27 04 2021 14:40:51

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

26 04 2021 22:15:16

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является характернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных неблагоприятных условий....

25 04 2021 4:15:11

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

24 04 2021 22:13:36

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

23 04 2021 4:37:14

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

22 04 2021 1:14:24

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

21 04 2021 14:29:28

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

20 04 2021 21:27:39

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

19 04 2021 10:44:19

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

18 04 2021 12:53:41

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

17 04 2021 19:29:39

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

В разных условиях среды естественный отбор имеет различный характер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

16 04 2021 22:58:40

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

Методическая разработка обобщающего урока- К В Н по биологии в 6-м классе по теме « Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

15 04 2021 2:33:12

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

14 04 2021 11:34:29

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме « Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

13 04 2021 17:50:57

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

12 04 2021 15:37:24

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и транспорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

11 04 2021 6:17:42

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

10 04 2021 2:20:32

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

09 04 2021 8:17:56

Красный цвет в природе

Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка " Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

08 04 2021 21:23:25

Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....

07 04 2021 19:38:29

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

06 04 2021 16:30:27

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

05 04 2021 21:26:36

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме « Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

04 04 2021 15:36:27

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

03 04 2021 1:12:33

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

02 04 2021 6:38:36

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

Предлагается разработка урока по теме « Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии Т Р И З – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

01 04 2021 21:39:33

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

31 03 2021 4:34:17

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

30 03 2021 20:26:37

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

29 03 2021 1:27:13

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

28 03 2021 5:10:19

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

27 03 2021 9:50:51

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

26 03 2021 1:10:17

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

25 03 2021 11:54:17

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, вырабатывать умение работать в команде. Рекомендации учителям: разделить детей на команды, например: « Синицы», « Воробьи», « Голуби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, команды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

24 03 2021 12:39:46

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

23 03 2021 0:12:41

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

22 03 2021 5:50:32

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

21 03 2021 2:24:47

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

20 03 2021 11:34:34

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме " Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в практической жизни. ...

19 03 2021 5:53:12

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления " Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

18 03 2021 9:25:48

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса « Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

17 03 2021 7:39:53

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект " Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность практического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

16 03 2021 17:36:32

Класс Млекопитающие: общая характеристика, строение, роль в природе

В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

15 03 2021 21:36:27

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Членистоногие.Неизвестное об известном"

Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему « Тип Членистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Членистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в З У Н для последующей коррекции....

14 03 2021 16:16:33

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

13 03 2021 3:49:39

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со С П И Дом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы " Вирусы. Профилактика В И Ч-инфекции/ С П И Да". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

12 03 2021 8:51:30

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

11 03 2021 6:17:17

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

10 03 2021 21:14:58

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

09 03 2021 12:22:57

Яйцеклетки и сперматозоиды. Строение и развитие половых клеток

Созревание и развитие половых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в половых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а сперматозоиды — в яичках....

08 03 2021 11:32:51

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

07 03 2021 14:50:14

Разнообразие плоских червей

Используя технологию « Критическое мышление» и прием « Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

06 03 2021 11:12:28

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

05 03 2021 20:22:52

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

На уроке по теме " Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

04 03 2021 19:21:23

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

03 03 2021 21:59:17

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

02 03 2021 16:18:50

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

01 03 2021 0:51:21

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

28 02 2021 10:45:22

Урок-игра по теме "Отряды птиц"

Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного характера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

27 02 2021 18:33:32

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

На уроке подробно рассматривается процесс транспортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

26 02 2021 23:17:12

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

25 02 2021 17:14:28

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

24 02 2021 3:41:38

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

23 02 2021 12:20:20

Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"

Урок биологии к учебнику « Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» ( Пономарева И. Н. – М.: Вентана- Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1 С: " Школа. Биология. 6 класс". Интерактивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...

22 02 2021 19:36:37

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

21 02 2021 2:41:27

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

20 02 2021 13:15:23

Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

19 02 2021 11:28:10

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

18 02 2021 4:24:59

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

17 02 2021 18:40:54

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

16 02 2021 22:43:31

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

15 02 2021 19:10:35

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

14 02 2021 8:39:48

Береги здоровье смолоду

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

13 02 2021 13:47:48

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

12 02 2021 6:10:38

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

11 02 2021 11:25:14

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

В течение года занятия проводились по образовательной программе автора " Уникальная природа Шри- Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

10 02 2021 0:46:55

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

Работа на уроке организована в командах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

09 02 2021 4:45:46

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме " Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

08 02 2021 15:11:30

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

07 02 2021 0:28:53

Тип Кишечнополостные

На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие характерные признаки; показывается практическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....

06 02 2021 18:56:21

Повторение по теме "Птицы"

Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме " Птицы", ответить на вопрос: " Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

05 02 2021 5:26:25

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

04 02 2021 15:27:58

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

03 02 2021 8:33:30

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

02 02 2021 15:37:58

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

01 02 2021 20:38:44

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

31 01 2021 2:50:22

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

30 01 2021 15:55:24

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

29 01 2021 13:32:36

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 01 2021 3:21:42

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

На уроке учащиеся отправляются на родину В. М. Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

27 01 2021 21:16:49

Урок-обобщение "Большие гонки"

Появившаяся недавно телевизионная игра « Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

26 01 2021 20:48:48

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

25 01 2021 4:33:40

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме " Размножение человека"....

24 01 2021 22:39:48

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

23 01 2021 14:58:23

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

22 01 2021 12:21:14

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются практические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

21 01 2021 3:35:14

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

20 01 2021 16:54:26

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

19 01 2021 20:36:23

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

18 01 2021 2:47:48

Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"

Урок немецкого языка в 11-м по теме:" Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....

17 01 2021 5:36:19

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме....

16 01 2021 13:26:25

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

15 01 2021 8:32:18

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

14 01 2021 1:28:55

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

13 01 2021 18:18:12

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М. Цветаевой....

12 01 2021 20:23:39

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

11 01 2021 13:59:53

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

10 01 2021 23:30:43

Урок биологии "Вирусы"

Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

09 01 2021 10:31:26

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

08 01 2021 18:11:46

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки практической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

07 01 2021 22:17:16

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

06 01 2021 20:29:43

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

Цель урока: научить применять теоретические знания на практике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

05 01 2021 5:45:46

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

04 01 2021 23:56:47

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

03 01 2021 10:20:57

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

02 01 2021 2:11:22

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

01 01 2021 8:21:25

Биологическая игра "Орнитолог"

Биологическая игра « Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры « Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

31 12 2020 6:19:39

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

30 12 2020 5:49:17

Тема урока: "Космическая роль растений"

Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

29 12 2020 17:10:27

Расселение и распространение живых организмов Биология

Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

28 12 2020 0:40:20

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

К В Н для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

27 12 2020 20:17:49

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

26 12 2020 23:25:40

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

25 12 2020 23:44:19

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

24 12 2020 0:16:21

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи « Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные У У Д. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

23 12 2020 2:35:22

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

22 12 2020 10:46:20

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

21 12 2020 23:39:33

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

20 12 2020 0:41:30

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

19 12 2020 22:42:48

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

18 12 2020 11:45:38

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

17 12 2020 11:48:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)