Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

Цель урока: Формирование функционально –грамотной личности, что предполагает познание окружающего мира как целостной сложной системы взаимосвязи между людьми, окружающей средой и экономикой; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; изучить круги кровообращения у человека, повторить строение крови человека, повторить из экономики денежное обращение, свойства и функции денег.

Ход урока.

Учитель: Как можно определить степень аналогии между столь далекими друг от друга явлениями кровообращение, кровь и денежное обращение, деньги? Ведь они даже из разного прострaнcтва: кровь – это соединительная ткань организма животных и человека, деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения, сохранения (накопления) стоимости в государстве.

Хотя можно сказать, что их явления аналогичны, если описываются сходными действиями. Давайте сначала лучше просто представим, что государство это некий гигантский организм, а денежная система соответствует кровеносной системе, доставляющей к клеткам питательные вещества и кислород.

Ученика задание в тетрадях. Разделите лист пополам. Левая половина – кровь, правая – деньги. Записываются хаpaктеристики.

  кровь     признаки    деньги  

Итак, кровь составляет внутреннюю среду организма, которая течет по замкнутой системе сосудов, находится в постоянном движении, связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения, и кислород из легких, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма.

Вопрос классу: А что такое деньги?

Приблизительный ответ: (учитель после ответа акцентирует внимание, что деньги как и кровь).

Деньги, как и кровь, являются одним из составляющих денежного обращения во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты.

Учитель. Кровь движется по замкнутой системе сосудов. Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь; ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с ним по работоспособности. Останавливается только тогда, когда умирает человек. Кровь движется по сосудам благодаря сокращению сердца. По артериям – от сердца; по венам – к сердцу и в капиллярах – где и осуществляется обмен веществ.

Работа с классом по заполнению таблицы. Слайд: Сравнение крови и денег.

Слайд «Круги кровообращения»

Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка. Насыщенная кислородом кровь поступает в аорту, а из нее в артерии, по артериям кровь идет к внутренним органам, сердцу, мышцам, костям. Там артерии распадаются на капилляры. Через капилляры артериальная кровь отдает клеткам питательные вещества и кислород, забирает от них углекислый газ и продукты жизнедеятельности клеток, становясь венозной. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Вопрос ученикам: Вспомните из курса зоологии, какая кровь называется артериальной, а какая – венозной? Всегда ли венозная кровь течет по венам? (ответ: артериальная кровь богата кислородом, венозная углекислым газом; нет ,не всегда, так по легочным артериям течет венозная кровь, а по легочным венам – артериальная).

Вернемся к нашему слайду. Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в легкие. В легких происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной превращается в артериальную.

Такое же циклическое движение можно встретить и в денежном обращении.

К доске вызывается ученик, который рассказывает и отображает схему «Кругооборот денег между домашними хозяйствами и фирмами». Приблизительный ответ: На рисунке поток денег показан по часовой стрелке, а товаров и услуг – в противоположную сторону. Потребители – это те люди, которые используют товары и услуги для удовлетворения собственных желаний. Все мы потребители и имеем свои домашние хозяйства. В своей экономической жизни мы тратим деньги, покупая вещи. Мы расходуем деньги, которые заpaбатываем, предоставляя факторы производства предпринимательским фирмам. Это означает, что различные формы выплат (заработная плата, прибыль, рента, процент) поступают в обмен на наш труд как вознаграждение за владение своим делом, а также за использование принадлежащего нам имущества. В обратном направлении в качестве платы за факторы производства течет денежный поток от фирм к домашним хозяйствам. Это обеспечивает потребителям средства на покупку товаров и услуг.

К доске вызывается ученик 1, который отображает « Кругооборот между государством и домашними хозяйствами и между государством и фирмами». Приблизительный ответ: Важный сектор экономики – государство. Здесь опять наблюдается поток услуг, текущий от домашних хозяйств к государству. Он создается людьми, которые работают в различных государственных структурах. Круг замыкают услуги, которые государство предостваляет своим гражданам.

Ученик 2. (продолжая схему) В обратном направлении – от домашних хозяйств к государству – циркулируют налоги, уплачиваемые гражданам. Со своей стороны государство выплачивает заработную плату своим служащим и осуществляет выплаты иным лицам.. Аналогичные потоки денег и других экономических ресурсов текут во взаимно противоположных направлениях между государством и предпринимательскими фирмами. Во внутреннем круге мы видим движение товаров от производителей к государству и потоки услуг от государства к производителям. Во внешнем круге денежная оплата государственных покупок перетекает к фирмам, в то время как налоги от нихнаправляются в государственную казну.

Слайд «Круговорот крови и денег».

Коментарий к слайду:и все деньги проходят через банк. В банке что делают с деньгами:пересчет, определяется фальшивость денег, замена рваных, грязных банкнот на новые деньги.

Слайд-продолжение таблицы « Сравнение крови и денег».

Учащиеся продолжают заполнение таблицы. Вывод делается вместе с учащимися: Сходства – есть движение, обеспечивающее связь между различными структурами. Различия – в денежном обращении потоки текут во взаимно противоположных направлениях, в кровообращении – в одну сторону.

Кровь – это внутренняя среда организма. Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Восполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозге, который заполняет прострaнcтво между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Кроме плазмы кровь состоит из красных кровяных клеток (эритроциты), белых кровяных клеток (лейкоцитов) и кровяных пластинок (тромбоцитов).

Слайд «Форменные элементы крови».

Учитель классу : Вспомните какие функции крови вы знаете? Ответы учащихся. 1)трaнcпортная (перенос газов эритроцитами; питательных веществ плазмой) ; 2) выделительная (перенос аммиака к печени, трaнcпорт мочевины и других продуктов обмена веществ к почкам) ; 3) терморегуляторная (тепловое излучение и теплопроведение через поверхность кожи) ; 4)защитная (иммунитет, фагоцитоз – лейкоциты; от кровопотери – тромбоциты) ; 5) регуляторная (трaнcпорт гормонов).

Учитель: Деньги имеют также целый спектр специфических свойств, какие?

Ученик: 1) стабильность и однородность. Ученик: например, бумажные деньги должны быть выпущены на одинаковой бумаге с одинаковыми водяными знаками. Учитель: А кровь? Ученик: Кровь также обладает относительно постоянным составом – гомеостазом( 40% форменные элементы и 60% плазма).

Слайд по стабильности денег и по составу крови;

Ученик: 2) портативность, Ученик: деньги должны быть такими, чтобы их легко было носить, удобно ими пользоваться в повседневной жизни). Учитель: А у крови? Ученик: Форменные элементы также очень малы: толщина эритроцита – 2мкм, диаметр -8мкм, лейкоцита 12 -20, тромбоцита - 3-5 соответственно.

Слайд «Размеры форменных элементов и деньги входящие в кошелек»

Ученик: 3) долговечность. Ученик: чтобы обеспечить долгосрочное использование денег, их изготавливают из сверх прочной, износоустойчивой бумаги, а некоторые купюры изготавливают не только из бумаги, а и в виде монет. Учитель: А у форменных элементов? Ученик: Форменные элементы имеют каждые свою продолжительность жизни: Эритроциты 120 дней, лейкоциты от нескольких дней до десятков лет, тромбоциты около 8 дней.

Ученик.4) делимость. Ученик: для осуществления платежей быстро, без дополнительных расходов деньги должны легко делиться на любые части. При таком делении можно легко заплатить любую сумму, получить сдачу и т.п. Чтобы обеспечить это свойство, изготавливаются деньги разных номиналов. Учитель: А кровь? Ученик: Кровь также делится на фpaкции: плазма и форменные элементы.

Слайд «Деньги различной номинации и фpaкции крови».

Ученик. 5) отличимость, узнавание. Ученик: экономический субъект должен с первого взгляда определить, что перед ним находятся деньги. Учитель: А кровь? Ученик. Кровь вы тоже ни с чем не перепутаете – она красного цвета, эритроциты –двояковогнутый диск, лейкоцит – амебоидная, тромбоциты - амебоидная.

Слайд «Деньги и форменные элементы крови».

Функции денег. Слайд «Функции денег» Ученик:1) средство обмена. Ученик: деньги облегчают торговлю, потому что они принимаются к обмену на любые товары; Ученик: 2) средства измерения рыночной ценности товаров. Ученик: возникновение денег было связано неудобством бартера, который замедляет обращение товаров и требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование механизма цен и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой системе мер и учитывать их для нужд контроля и управления. Ученик: 3) средство сбережения. Ученик: деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме. Но обладание сокровищами в чисто денежной форме может быть сопряжено с потерями. Эти потери могут иметь вид неполученного дохода, который можно было бы извлечь при вложении сбережений в коммерческие операции. Кроме того денежные сбережения могут пострадать от инфляции.

Работа с таблицей.

Учитель: Где образуются форменные элементы? Место образования эритроцитов – красный костный мозг, лейкоцитов – красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы; тромбоциты – красный костный мозг.

Вставляем в нашу таблицу.

Учитель. Объем крови в среднем у человека составляет 5 – 6 литров. А кто поддерживает постоянство объема циркулирующей крови, ее морфологический состав и физико-химические свойства плазмы? В организме существует два основных механизма регуляции системы крови – нервная и гумopaльная. Нервная регуляция осуществляется в ЦНС гипоталамусом. Он через симпатический отдел вегетативной нервной системы стимулирует кроветворение, усиливая образование эритроцитов, участвует в регуляции осмотического давления, поддержании необходимого уровня сахара в крови и др. физико-химических свойств плазмы. Среди механизмов гумopaльной регуляции крови особая роль принадлежит биологически активным веществам (гликопротеидам), синтезируемых главным образом в почках, печени и селезенке. Продукция эритроцитов регулируется эритропоэтинами, лейкоцитов – лейкопоэтинами, тромбоцитов – тромбопоэтинами. Эти вещества усиливают кроветворение в кроветворных органах. Стимулирующее влияние на образование форменных элементов оказывают также гормоны гипофиза (соматотропный гормон), коркового слоя надпочечников (глюкокортикоиды), мужские пoлoвые гормоны (андрогены). Женские пoлoвые гормоны (эстрогены) снижают кроветворение, поэтому содержание эритроцитов, гемоглобина и тромбоцитов в крови женщин меньше, чем у мужчин. Кол-во эритроцитов около 5 млн. в мм3, лейкоцитов – 6-8тыс., тромбоцитов – 350 тыс. в мм3.

Ученик. (приходит к выводу самостоятельно). В государстве при выпуске денежных знаков происходит то же самое. Выпуск, печатание денег или эмиссионные операции осуществляет Центральный Банк (выпуск банковских билетов), а государство регулирует выпуск этих банкнот. Центральный Банк и государство – это и есть нервная и гумopaльная регуляции. ЦБ по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы. Ученик. Если будет переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, то это есть кризисное состояние денежной системы – инфляция. Учитель обращает внимание на слова «кризисное состояние». Повышение числа в крови человека форменных элементов также приводит к кризисному состоянию организма: повышение эритроцитов – одна из форм лейкоза – эритремия; повышение лейкоцитов – лейкемия; тромбоцитов – тромбоцитемия – патологическое свертывание крови. Понижение числа эритроцитов приводит к анемии, лейкоцитов – лейкопения (истощение защитных сил организма), тромбоцитов – кровотечения.

Слайд – сравнение крови и денег.

Вывод. Биология и экономика пользуются одинаковыми категориями и понятиямиЗаключение. Учитель : также как человек не может существовать без крови, так и государство без денег. Деньги - кровь экономики. Дается задание ученикам. Часть составляет фразу из слов: тела, нет, без крови, нет, государства, без денег, государство, без денег, как тело, без крови. ( Нет тела без крови, нет государства – без денег. Государство без денег, как тело без крови.) Другая часть учащихся составляет четверостишье из слов: экономика, биология, кровь, деньги.

Учитель в завершении: На примере только денег мы показали, что в государстве идут те же процессы, что и в живых организмах, есть структуры, которые выполняют те же функции что и в организме человека.

Презентация.



Комментарии:

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

30 04 2024 9:12:39

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

29 04 2024 3:26:28

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

28 04 2024 10:50:15

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

27 04 2024 1:58:31

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

26 04 2024 18:54:35

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

25 04 2024 5:47:22

"Птицы - наши друзья"


    "Птицы - наши друзья"

      Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

24 04 2024 19:54:24

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

23 04 2024 11:11:37

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

22 04 2024 23:50:26

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

21 04 2024 9:39:21

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

20 04 2024 17:54:55

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

19 04 2024 14:33:48

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

18 04 2024 21:49:46

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

17 04 2024 4:20:28

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

16 04 2024 9:27:38

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

15 04 2024 9:14:14

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

14 04 2024 10:53:43

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

13 04 2024 15:27:32

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

12 04 2024 18:28:58

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"


    Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

      Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

11 04 2024 5:17:44

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....

10 04 2024 16:47:36

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

09 04 2024 21:31:52

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

08 04 2024 10:54:26

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

07 04 2024 3:19:43

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

06 04 2024 7:55:54

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

05 04 2024 20:59:30

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

04 04 2024 1:38:44

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

03 04 2024 3:59:41

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

02 04 2024 12:45:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

01 04 2024 4:22:46

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

31 03 2024 10:42:55

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

30 03 2024 8:16:43

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

29 03 2024 12:18:43

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

28 03 2024 3:49:40

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

27 03 2024 6:42:18

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

26 03 2024 10:59:43

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

25 03 2024 9:34:17

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

24 03 2024 20:51:54

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля


    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

      В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

23 03 2024 0:32:26

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

22 03 2024 16:33:43

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

21 03 2024 0:48:26

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

20 03 2024 2:49:22

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

19 03 2024 23:17:28

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

18 03 2024 18:45:16

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

17 03 2024 9:10:45

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

16 03 2024 0:36:31

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

15 03 2024 22:17:35

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

14 03 2024 12:43:59

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

13 03 2024 12:40:56

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

12 03 2024 7:11:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::