Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве, обобщить знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе.
  • Воспитательные: воспитывать понимание о необходимости охраны и воспроизводства рыбных богатств; понимание рационального использования рыб в природе человеком;
  • соблюдать законы и правила рыбной ловли, воспитывать  интерес, любознательность и  любовь к животным.
  • Развивающая: развивать речь, память, внимание, мышление, умения анализировать и сравнивать систематические группы рыб между собой, развивать скорость выполнения заданий.

Оборудование: таблицы «Внешнее и внутреннее строение рыб», «Искусственное разведение рыб», муляж головного мозга рыб, карточки с заданиями и изображением рыб, кроссворды, призы (ластики с изображением рыбок).

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

  1. Рассказать о выращивании карпов в прудовых хозяйствах.
  2. Почему белого амура и толстолобика возможно разводить в различных искусственных водоемах?
  3. Рассказать о правилах рыбной ловли.
  4. Чем отличается рыборазведение от прудового хозяйства?

Повторение и обобщение пройденного материала.

«Иным достался от природы
Инстинкт пророчески – слепой –
Они им чуют, слышат воды …»

Ф.И. Тютчев

Тема нашего сегодняшнего урока: «Повторение и обобщение по теме: «Надкласс Рыбы».

Ребята, вы тоже готовились к этому уроку: подбирали загадки, аннограммы, изготавливали карточки с изображением рыбок, готовили интересные сообщения о рыбах.

Весь этот вами собранный материал я включила в наш урок. На уроке за правильный ответ вы будете получать карточку с изображением рыбки, а в конце урока подсчитаете их количество. Кто больше всех наберет рыбок, тот получает приз. В самом конце урока вы напишете тест по теме: «Надкласс Рыбы».

1. Разминка.

Загадки.

1.  Есть голова, да нет волос,
Есть глаза, да нет бровей,
Перья есть, да не летает,
В холоде не зябнет и жары не боится.
Ног нет, да не догонишь (рыба)

2. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны (сом)

3. Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине,
И щука не проглотит (ёрш)

Аннограммы.

4. Отнимите от названия паукообразного одну букву – получится название  рыбы (клещ – лещ).

5. Название какого города в Европе надо прочитать справа – налево, чтобы получилось название рыбы? (Милан – налим)

6. Какая рыба носит имя человека? (карп)

7. Какой город носит название рыбы? (Судак)

8. Какие рыбы носят названия небесных тел? (рыба – луна, рыба – солнце)

9. Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба – пила, рыба – меч, рыба – молот)

2. «Хочешь жить в воде – научись плавать». Закон водной среды.

«В чешуе как жар горя ….».

Внешнее строение рыб.  

А. Перечислить приспособления рыб к факторам водной среды.

  • Большая плотность     (обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй)
  • Прозрачность      (маскировочная окраска, отражение и преломление лучей)
  • Способность растворять различные вещества      (жаберное дыхание, обоняние, вкус)
  • Текучесть   (органы боковой линии ощущают движение тока воды)

Б. Почему рыба скользкая и ее трудно удержать в руках? (Кожа рыб снабжена многочисленными кожными железами, выделяющие слизистый секрет. Эта слизистая пленка выполняет роль смазки, уменьшая силу трения воды о тело или тело рыбы о руки.)

В. Бывают ли гoлые рыбы? (Бывают, речной угорь. Его кожа покрыта слизью. Не имеет чешуи речной сом, меч-рыба)

Г. Какая связь между внешним видом и глубиной обитания рыб? Приведите примеры.

  1. Рыбы – обитатели верхних слоев воды часто имеют темную спину, серебристые бока и брюхо. Рыбы, обитающие среди водных растений, (щука, окунь) имеют темновато-зеленую спинку и светлые бока с поперечно-темными полосами.
  2. Рыбы, передвигающиеся в толще воды, имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело, торпедоносное (акулы)
  3. Донные рыбы обладают плоским, дискообразным телом, что обеспечивает большое соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). У придонных рыб верхняя сторона тела темная, способны изменять окраску тела под фон грунта.
  4. Рыбы, живущие на большой глубине, обладают лентовидной формой тела (рыба-сабля).
  5. Змеевидное тело угря позволяет им быстро ползать по дну.

Д. Бывают  ли прозрачные рыбы? (рыба-лапша, голомянка)

3. Конкурс «Бегущая по волнам». Кто быстрее. Задание по вариантам.  

На первую парту каждого варианта кладется чистый лист бумаги. 1 вариант записывает  названия отделов головного мозга,  2 вариант названия плавников.

Каждый ученик записывает по одному отделу или плавнику на листочке  и передает его сзади сидящему. Последний написавший, поднимает руку с листком.  Комaнда, первая правильно выполнившая  задание,  получает по рыбке.

Проверка у доски. 1 вариант показывает на муляже «Головной мозг рыбы» каждый отдел и называет их функции. 2 вариант показывает на плакате и рассказывает о функциях каждого плавника.

4. Эпиграф на доске:

«Иным достался от природы
Инстинкт пророчески – слепой –
Они им чуют, слышат воды …»

Ф.И. Тютчев

О каком органе рыбы идет речь? (орган боковой линии – шестое чувство рыб).

Какую роль играет он в жизни рыбы и где он находится? (орган боковой линии находится по бокам тела.) Снаружи виден ряд отверстий, они связаны  с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожу. При помощи боковой линии рыба ощущает приближение к подводным предметам, колебание, направление и силу течения воды, глубину погружения. Если перерезать нервы боковой линии, рыба теряет уверенность движений и натыкается  встречные предметы.              

5. Внутреннее строение рыб.

1. Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они тонут? С чем это связано?

Акулы не имеют плавательного пузыря. Они сохраняют своё положение потому, что вода поддерживает их при движении. Стоит им остановиться, и они начинают тонуть. Плавательный пузырь играет роль поплавка. У акул, в качестве поплавка используется жир, который накапливается в печени.

2. Перечислите все функции плавательного пузыря?

1) Изменяет глубину погружения.

2) Помогает лучше слышать.

3) Воспринимает колебания атмосферного давления.

4) Регулятор содержания газов и крови.

5) Рыбы могут издавать звуки (баpaбанщик, крокер)

6) При рождении личинки должны заглотнуть атмосферного воздуха, чтобы заполнить плавательный пузырь.

3. Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается (“засыпает”). Чем это можно объяснить? Ведь содержание кислорода в атмосфере гораздо больше, чем в воде.

На воздухе жаберные лепестки быстро подсыхают и теряют способность поглощать кислород.

4. Показать на плакате сердце  рыбы. Какая кровь находится в сердце? (венозная).

5. Задание на внимание.

По таблице определите: 1) сыта ли рыба 2) каков её пол 3) найти ошибку на муляже.

1) Рыба сыта, так как желудок растянут и наполнен. 2) Пол у рыбы женский, так как виден яичник. 3) Сердце рыб окрашено в красный цвет, хотя на самом деле в сердце рыб течет венозная кровь, которую принято изображать синим цветом.

6. Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как эти знания могут пригодиться на пpaктике?

Пронизанные капиллярами жабры несут артериальную кровь. Если у рыбы темные жабры, то скорее всего она была поймана давно и ее не стоит покупать на обед.

6. «Как прекрасен рыбий мир».

1. От какой рыбы произошли все золотые рыбки? (от восточно-азиатского карася).

2. На каких рыб охотятся с лопатой и почему? На двоякодышащих, чешуйчатника. В период пересыхания водоемов закапываются в ил и впадают в спячку.

3. Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды? (Рыба брызгун.)  Особое устройство рта, наполняющее крошечный ружейный ствол позволяет рыбе с силой выбрасывать струйку воды на высоту 4-5 м.

7. Игра «Удачливый рыболов».

Приложение 1.

Ответы. Хрящевые      3, 9

Костно-хрящевые       10

Двоякодышащие        1, 5

Кистеперые                 7

Костистые                  2, 4, 6, 8

Назовите рыб, имеющих электрические органы (электрические скат, угорь, сом)

8. Кроссворд. Дополните буквами названия рыб.

Приложение 2.

Примерные ответы  (С  сазан, сельдь, севрюга, ставрида, К катран, кефаль, корюшка, камбала)

9. Разгадай шифровку.

Из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепyтaны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употрeбллять в пищу.

Приложение 3.

Ответы:

1 вариант  2 вариант

ТАПВОЛ (плотва)

СЕКРАТ (треска)

ДУКСА (судак)

ЗНААС (сазан)

ТОРЕС (осетр)

МЛИНА (налим)

10. Тест по теме: «Надкласс Рыбы».

Приложение 4.

Ответы:

1 вариант 1А, 2А, 3В,4Б, 5А, 6Г, 7Б, 8Б, 9В, 10В

2 вариант 1В, 2Б, 3Б, 4В, 5А, 6Г, 7Б, 8Б, 9Г, 10В

Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме: «Надкласс Рыбы»

Подведение итогов.

  1. Подсчитайте количество полученных вами рыбок.
  2. Награждение призами (ластики с изображение рыбок)
  3. Отметить наиболее активных учащихся.
  4. Выставление отметок.



Комментарии:

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

15 12 2025 7:46:21

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

14 12 2025 13:17:41

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

13 12 2025 20:46:29

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"


    Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

12 12 2025 18:21:24

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

11 12 2025 12:15:27

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

10 12 2025 6:26:54

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

09 12 2025 2:53:47

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

08 12 2025 10:20:46

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

07 12 2025 13:10:31

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

06 12 2025 17:55:18

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

05 12 2025 10:21:47

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

04 12 2025 6:14:52

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

03 12 2025 4:26:11

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

02 12 2025 9:28:43

Конспект урока "Деление клетки"


    Конспект урока "Деление клетки"

      Изучение основных этапов деления клетки....

01 12 2025 11:43:36

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

30 11 2025 17:37:39

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

29 11 2025 2:49:40

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

28 11 2025 10:15:18

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

27 11 2025 18:13:50

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

26 11 2025 7:45:11

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...

25 11 2025 7:14:43

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

24 11 2025 18:36:41

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

23 11 2025 10:55:27

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

22 11 2025 2:22:30

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

21 11 2025 20:27:50

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

20 11 2025 5:31:47

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

19 11 2025 23:20:58

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

18 11 2025 11:36:56

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

17 11 2025 1:12:42

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

16 11 2025 11:34:32

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

15 11 2025 19:51:57

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

14 11 2025 16:59:41

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

13 11 2025 22:46:29

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

12 11 2025 14:28:36

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

11 11 2025 1:49:14

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

10 11 2025 17:24:55

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

09 11 2025 1:18:18

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

08 11 2025 17:58:32

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

07 11 2025 21:53:34

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

06 11 2025 12:26:31

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

05 11 2025 18:22:12

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

04 11 2025 23:58:51

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

03 11 2025 6:12:59

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

02 11 2025 6:25:32

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

01 11 2025 20:19:31

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

31 10 2025 2:59:21

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

30 10 2025 14:29:33

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

29 10 2025 7:36:12

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

28 10 2025 18:26:43

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

27 10 2025 15:15:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::