Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс
Цель: познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений сообщества болота.
Задачи:
- выяснить особенности внешнего строения, полезные свойства лекарственных растений сообщества болота;
- научиться распознавать лекарственные растения на гербарных образцах, фотографиях;
- развивать познавательный интерес к лекарственным растениям своей местности;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Форма урока: урок - экспедиция.
Методы обучения:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Оборудование:
- фитотетрадь участника экспедиции (Приложение 1),
- информационная карта и заготовки для заполнения таблицы (Приложение 2),
- мультимедийный проектор, диск с презентацией (Приложение 3),
- гербарии и открытки лекарственных растений сообщества болота,
- эпиграф на доске,
- клей-карандаши,
- для демонстрации опыта сухой мох сфагнум,
- стакан с водой,
- жетоны с названиями лекарственных растений болота.
Ход урока
- Орг. момент (приветствие, настрой на работу).
- Целеполагание и мотивация (пояснение, как будет проходить урок, постановка цели).
Учитель: Сегодня наш урок по теме “Лекарственные растения” пройдёт необычно. Я приглашаю вас стать участниками научной экспедиции. Чтобы узнать, где она будет проходить, отгадайте загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля.
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.
Учащиеся: это болото.
Учитель: Итак, маршрут нашей экспедиции будет проходить по болоту.
Люди издавна складывают о болоте легенды. Какие картины вы представляете, когда речь идёт о болоте? (В этом слове слышится что-то устрашающее, зловещее. Другие, видят в нём что-то таинственное, сказочное и т.д.)
Обращение к эпиграфу
Болото – это особый мир, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну... (Ги Де Мопассан)
Нераскрытых тайн болот много, ими занимаются учёные болотоведы. Мы тоже постараемся раскрыть тайны некоторых растений – их внешние биологические особенности, целебные свойства. Маршрут экспедиции пройдёт по восточной окраине болота в окрестностях нашего родного посёлка Новобурейского. До 1900 года эта территория была сплошным единым болотом. В результате строительства, осушения земель от него остались лишь небольшие участки. (Приложение 3. Слайды).
- Актуализация знаний
Учитель: Чтобы проверить готовность участников экспедиции к исследовательской работе, давайте вспомним, что называют болотом? (Учащиеся дают своё определение, затем обращаются к словарю в фитотетради).
Болото – это территория избыточного увлажнения, где произрастают влаголюбивые растения, и накапливается торф.
Какие растения встречаются на болоте? (Осока, калужница, ирис-касатик, росянка, багульник болотный, вахта трёхлистная).
Учитель: Верно. Для болота хаpaктерно небольшое видовое разнообразие растений. С чем это связано? (Не все растения могут произрастать в условиях повышенной влажности). Давайте познакомимся с лекарственными растениями – типичными представителями сообщества болота.
- Изучение нового материала
Учитель: За необычные тройчатые листья в народе это растение называют “трёхлисткой”. Это вахта трёхлистная (слайд).
А это растение-первоцвет. Как только пригреет солнышко, появляются жёлтые невзрачные цветочки, которые располагаются в своеобразной тарелочке из ярких зеленовато-жёлтых листьев. Своё название растение получило в связи с использованием в народной медицине при лечении заболеваний селезёнки. Это селезёночник (слайд).
Это растение известно в науке как хищник. Вся его надземная часть используется при сухом кашле, как жаропонижающее средство. Это ... (Слайд росянки круглолистной).
Известное ягодное растение – гoлyбика тоже произрастает на болоте. К сожалению, на нашем маршруте вы её не встретите. Почему? (Учащиеся высказывают свои предположения).
В связи с ежегодными пожарами, выкашиванием травы это растение исчезло из сообщества болота окрестностей нашего посёлка.
Мох сфагнум – удивительное растение, обладающее уникальными свойствами. (Демонстрация опыта: сухой мох сфагнум поместить в стакан с водой).
Что произошло с сухим мхом? (Сфагнум, как губка впитал в себя воду). Это происходит благодаря пустым мёртвым клеткам. Во время Великой Отечественной войны мох сфагнум использовали вместо ваты как перевязочный материал. Он не только впитывает воду, но и обладает антибактериальными свойствами.
Кроме перечисленных лекарственных растений на нашем болоте также встречаются: валериана лекарственная, белозор болотный, горец почечуйный, сабельник болотный, звездчатка болотная, сушеница топяная, дербенник иволистный.
Обратите внимание, многие растения имеют видовое название “болотный”, что указывает на их типичное местообитание. (Слайды).
А сейчас нашей экспедиционной группе предстоит ответственная работа по обработке собранной информации. В фитотетради заполните таблицу “Лекарственные растения болота”. Используйте для этого информационные карты и готовые заготовки (вклейте их в нужную графу таблицы). Будьте внимательны, обращайте внимание на экран, где изображены лекарственные растения болота.
Лекарственные растения болота
Название растения | Лекарственное сырьё | Лечебное действие | При каких заболеваниях используется |
Багульник болотный | Молодые листья и стeбли |
|
Бронхит, сухой кашель |
Вахта трёхлистная | Листья |
|
Гастрит, запор. |
Валериана лекарственная | Корни и корневища |
|
Нервное возбуждение, бессонница. |
Горец почечуйный | Всё растение |
|
Кровотечения, геморрой. |
Сабельник болотный | Всё растение |
|
Ревматизм, дизентерия. |
Сушеница топяная | Всё растение |
|
Язва желудка и 12-перстной кишки |
- Закрепление и применение знаний
Дидактическая игра “Угадай-ка!”
Учащиеся по очереди вытягивают жетоны с названиями лекарственных растений болота, никому не показывают их. Дают краткое морфологическое (внешнее) описание растения. Остальные ребята должны догадаться, о каком лекарственном растении идёт речь, найти и показать его на гербарии или на открытках.
- Самоконтроль
Разгадывание кроссворда (работа в фитотетради).
- Подведение итогов экспедиции
Наша заочная экспедиция по болоту окрестностей посёлка Новобурейского завершилась. Мы раскрыли с вами целебные тайны растений, обитающих в этом удивительном сообществе. В настоящее время на нашем болоте, в окрестностях посёлка Новобурейского, произрастает более 30 видов различных растений. Такое большое видовое разнообразие связано с тем, что условия среды, облик болота со временем изменяются. Всё чаще на болоте можно встретить различные сорные, луговые, лесные растения.
В будущем мы ещё не раз выйдем с вами на болото, и на пpaктике будем определять лекарственные растения, пополнять свои знания о них.
Если вам придётся собирать лекарственные растения, не забывайте правила их сбора. Помните, применяемые в больших дозах, некоторые лекарственные растения, ядовиты. Так, например, багульник болотный вызывает головокружение, росянка – паралич нервной системы.
И, конечно, бывая на болоте, не допустите подобной картины.... (Приложение 3.
Слайды пожара, загрязнения болота бытовым мусором).- Рефлексия
Высказывание суждений о собственных достижениях. Например,
- На уроке мне понравилось...
- На уроке мне запомнилось...
- Я была удивлена, когда...
- На уроке я научилась... и т.д.
- Домашнее задание:
§ 41 (учебник природоведения 5 кл. В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой).
Я предлагаю вам стать участниками конкурса народных целителей. Создайте сами или найдите готовый рецепт лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений болота. Лучшие рецепты мы отошлём в газету “Айболит”.
Спасибо всем за работу. Доброго Вам здоровья!
Литература:
- Рыжкова Н.П. Лекарственные растения Дальнего Востока. - Благовещенск, - 1994. - 216 с.
- Русских Р.Д. Лесные робинзоны. -Ижевск, “Удмуртия”, 1973. - 168 с.
- Соколов С.Я., Замотаев И.П. Лекарственные растения. - М.: “Vita”, 1993. - 512 с.
Комментарии:
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
31 05 2025 5:11:37
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
30 05 2025 1:13:29
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
29 05 2025 0:10:19

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
28 05 2025 10:49:51
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
27 05 2025 1:16:57
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
26 05 2025 17:15:19
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
25 05 2025 7:11:37
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
24 05 2025 19:50:12
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
23 05 2025 8:56:13
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
22 05 2025 11:52:55
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
21 05 2025 11:45:33
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
20 05 2025 12:13:28
Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус.
...
19 05 2025 9:16:27

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
18 05 2025 14:29:47
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
17 05 2025 22:51:51
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
16 05 2025 1:38:26

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
15 05 2025 6:25:18
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
14 05 2025 18:48:44
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
13 05 2025 0:20:15
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
12 05 2025 23:14:18
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
11 05 2025 7:13:42
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
10 05 2025 0:21:34
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
09 05 2025 23:53:50
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
08 05 2025 4:44:32
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
07 05 2025 17:44:38
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
06 05 2025 10:28:22
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
05 05 2025 5:13:46
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
04 05 2025 17:23:52
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
03 05 2025 23:43:45
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
02 05 2025 20:10:54
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
01 05 2025 20:27:35
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
30 04 2025 3:15:55
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
29 04 2025 7:47:41
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
28 04 2025 22:13:14
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
27 04 2025 8:37:52
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
26 04 2025 5:41:17
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
25 04 2025 3:36:53
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
24 04 2025 0:34:34
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
23 04 2025 4:25:41
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
22 04 2025 19:26:41
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
21 04 2025 21:43:42
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
20 04 2025 15:54:45
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
19 04 2025 17:17:38
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
18 04 2025 9:37:44
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
17 04 2025 3:47:18
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
16 04 2025 5:47:23
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
15 04 2025 14:10:50
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
14 04 2025 23:58:57
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
13 04 2025 15:51:44
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
12 04 2025 11:26:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::