Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

Современные исследования показывают, что решение проблемы здорового детства должно быть связано не только с традиционными медицинскими и гигиеническими мероприятиями, но и с обязательным включением элементов валеологических технологий в образовательный процесс.

Согласно концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области валеологическая компетентность обучающихся является непременным условием достижения социальной компетентности выпускников. Элементы содержательной линии “Культура здоровья” включены практически во все разделы профильного курса “Общая биология”, изучаемого в 10 – 11 медико-биологических классах нашей школы. Знание и понимание основ ЗОЖ и активного долголетия, умение убедительно вести профилактическую работу и пропаганду культуры здоровья, осознание ответственности за здоровье свое и окружающих, - являются для наших учащихся не только основой успешной учебы в школе, но и базой для последующей плодотворной профессиональной деятельности.

В целях повышения эффективности учебного процесса используем систему методов проблемно - развивающего обучения. Эффективность и результативность медико-биологического профиля в МОУ СОШ № 64 во многом определяется спецификой построения курса общей биологии на основе составительской программы, что позволяет учащимся реализовать свой творческий потенциал и способствует формированию ключевых компетентностей.

Темы курса изучаются по определенному алгоритму. Первоначальное обозначение круга изучаемых проблем и вопросов возможно в ходе вводной проблемной лекции, в процессе эвристической беседы или дискуссии. Последующий тренинг включает решение проблемных задач, разбор валеологических ситуаций, моделирование, исследовательскую деятельность учащихся. На этой стадии происходит совершенствование валеологических знаний и навыков. Умение вести пропаганду ЗОЖ и санпросветработу учащиеся отрабатывают через систему игровых технологий - деловые и ролевые игры, театрализованные представления, также широко используем метод проектов. Такая структура способствует успешной самореализации учащихся через развитие сферы саморегуляции, также обеспечивает совершенствование эмоционально-волевой предметно-практической и экзистенциальной сфер личности.

Например, изучение темы “Доклеточные формы жизни” (14 часов) начинается с вводной проблемной лекции “Вирусы – доклеточные формы жизни”. В ходе ее рассматриваются вопросы истории открытия вирусов, особенности их строения и физиологии, определяется таксономическое положение и принципы классификации. Подчеркиваем примитивность организации вирусов, ставим и решаем проблему: что обеспечивает этим частицам свойства живой материи? Выявление роли ДНК и РНК, как носителя наследственной информации готовит учащихся к изучению следующей темы “Основы цитологии и биохимии”. Изучая механизм действия вирусов, подчеркиваем, что вирусная РНК или ДНК, встраиваясь в геном клетки хозяина вынуждает ее изменять свою специализацию и заставляет производить вирионы. Это подводит учащихся к пониманию того, что генетическое управление процессами синтеза у вирусов соответствует способам управления аналогичными процессами в живой природе, в частности, процессом биосинтеза белка. Более того, сбой в считывании генетической информации приводит к изменениям в генетическом коде и появлению мутантных вирусов, что объясняет разную степень их патогенности и убеждает учащихся в явлениях наследственности и изменчивости. Вводятся понятия “резистентность” и “вирулентность” вирусов, важная для будущих медработников. Выясняя примитивность и целесообразность организации вирусов, их устойчивость, высокие темпы размножения будущие медики и биологи лишний раз убеждаются в том, что легче предупредить инфекционное заболевание, чем его лечить. При объяснении механизма действия вируса используем моделирование процесса и прогнозирование результата. С использованием эволюционного подхода рассматриваются гипотезы происхождения вирусов. В конце двухчасовой лекции учащиеся получают опережающее задание по подготовке к семинару и конференции, назначаются консультанты – руководители групп, предлагается список литературы.

В начале урока “Формы инфекции и пути передачи инфекционных заболеваний” проводится текущий тестовый контроль в форме взаимопроверки. При этом не только уточняются знания понятий, полученных на вводной лекции и последующем семинаре по иммунной системе организма, но и пути передачи инфекционных заболеваний, представления о которых у учащихся должны быть на основе курса 9 класса. По ходу урока эти понятия уточняются и расширяются. Особое внимание заостряем на путях предупреждения инфекционных заболеваний. Учащиеся получают задания по подготовке к семинару – ролевой игре “Механизмы возникновения и предупреждения вирусных заболеваний”. Даем понятие о трех формах вирусной инфекции: местной, генерализованной и латентной. Решается проблема: какие механизмы лежат в основе возникновения этих инфекций? как и на каком этапе их можно предупредить? При обсуждении проблем вирусологии особое внимание уделяем канцерогенезу и внутриутробным инфекциям, особенно цитомегаловирусам, последствиям и профилактике заболеваний, состоянию заболеваемости в регионе. Подчеркиваем, что особую роль в профилактике и лечении инфекционных заболеваний, вызываемых бактериями играют бактериофаги, которым будет посвящен следующий урок-конференция.

Приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, развитие профессионального теоретического и практического мышления, формирование познавательной мотивации достигается в процессе ролевой игры “Механизмы возникновения и предупреждения вирусных заболеваний”. В основе игры – система учебных заданий в форме конкретных валеологических ситуаций.

При подготовке к такому семинару используем работу в группах, каждая из которых получает задания по конкретной группе заболеваний:

  1. Воздушно-капельные инфекции
  2. Фекально-оральные инфекции
  3. Трансмиссивные инфекции
  4. Контактно-бытовые инфекции
  5. Трансфузионные инфекции.

Учащиеся самостоятельно выбирают пути решения проблемы, форму презентации разработки, которую представляют на уроке. Большое внимание уделяется наглядной агитации, научности и доступности представляемого материала. После урока учащиеся представляют свои разработки перед учащимися начального и среднего звена школы.

Заключительный урок темы “Цели и тенденции развития медицинской вирусологии” проводится после контрольно - обобщающего урока, где подводятся итоги изучения темы. Учащиеся решают проблему: в связи с резким вторжением человека в природные экосистемы возникла вероятность появления вирулентных мутантов в популяциях давно известных вирусов, а значит охрана окружающей среды – это прежде всего сохранение здоровья человека. Учащиеся понимают, что культура здоровья неразрывно связана с экологической культурой. Эта идея особенно важна для нашего города и всего Уральского региона. В завершение урока составляем прогноз в отношении направлении развития медицинской вирусологии. Подчеркиваем, что выпускники могут сыграть важную роль в дальнейшем прогрессе этой науки.

Валеологическая и экологическая направленность тем курса “Общая биология” повышает социальную адаптацию учащихся и обеспечивают их профессиональное самоопределение.

Подготовка и проведение подобных уроков требует высокой эрудированности старшеклассников, неравнодушия к поставленным проблемам, умения вычленять главное, формулировать вопросы, творческого подхода к делу. Урок “Природные силы внутри нас – истинные врачеватели болезни” преследует цель определения принципов ЗОЖ и активного долголетия через установление взаимосвязей строения и функции информационных биополимеров, а также понимание путей регуляции клеточного метаболизма. Урок предусматривает работу учащихся в группах, решение проблемных задач, защиту плакатов по принципам ЗОЖ, обсуждение и доказательство афоризмов о здоровье. При подготовке к такому уроку учащиеся анализируют заболеваемость в семьях, в разных районах города, проводят анкетирование среди учащихся школы о вредных привычках, анализируют интервью долгожителей в пансионате для ветеранов войны и труда. Такие формы работы развивают умение вести пропаганду ЗОЖ, формируют активную позицию по отношению к собственному здоровью, ведь умение устанавливать причинно-следственные связи является компонентом экологической культуры и культуры здоровья, которые мы стремимся привить нашим учащимся. Лабораторный практикум на уроке убеждает учащихся в возможности воздействия окружающей среды на изменение структуры и свойств белков, а значит и определяемых ими признаков. Работа в группах развивает умение общаться с людьми, совместно решать поставленные задачи и подводит учащихся к мысли о необходимости согласованной деятельности людей по поддержанию оптимальных условий жизни в окружающей среде.

В результате учащиеся понимают практическое значение биологических закономерностей для сохранения здоровья.

Считаем, что формирование валеологической компетентности является важной составляющей социализации выпускников, так как даже если учащиеся по окончании школы не планируют продолжение медицинского или биологического образования, как средства приложения своих сил, то имеющийся запас знаний по биологии и медицине поможет им в создании и планировании семьи, упрочнении семейных отношений, обеспечит квалифицированный уход в семье при наличии детей, пожилых и престарелых родственников и осознание персональной ответственности за свое здоровье.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

22 06 2021 9:12:48

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

21 06 2021 22:19:21

Здоровье человека. Биоритмы жизни

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

20 06 2021 20:10:46

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем « Пищеварение» и « Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

19 06 2021 9:59:53

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....

18 06 2021 18:31:55

"Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...

17 06 2021 5:48:57

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

16 06 2021 5:38:10

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок можно использовать при проведении урока « Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках Н Р К природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

15 06 2021 11:56:23

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

14 06 2021 8:33:45

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

Интегрированное занятие по биологии и Л Ф К формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена практическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

13 06 2021 12:34:31

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

Игра-путешествие " Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Практическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

12 06 2021 0:16:14

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

11 06 2021 9:58:10

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – член социума. Ещё В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

10 06 2021 11:36:42

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

09 06 2021 21:23:29

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Структурные компоненты животной клетки В. Н. Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трансферрин, Глюкозу…...

08 06 2021 6:39:37

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

07 06 2021 10:40:45

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

06 06 2021 20:26:54

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

05 06 2021 19:44:35

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок на тему " Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы " Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

04 06 2021 9:24:40

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

Урок является первым при изучении темы « Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

03 06 2021 16:58:20

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

02 06 2021 23:35:13

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

01 06 2021 19:45:31

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

Цель урока: научить применять теоретические знания на практике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

31 05 2021 4:29:24

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г. Менделя. ...

30 05 2021 3:49:48

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

29 05 2021 11:33:51

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

28 05 2021 12:21:17

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными характеристиками и способствовать их внедрению в производство....

27 05 2021 11:35:20

Органы. Системы органов. 8-й класс

Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением И К Т, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

26 05 2021 11:30:53

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

25 05 2021 22:59:18

Конспект урока "Этапы эволюции человека"

Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

24 05 2021 22:40:54

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

23 05 2021 8:10:51

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

22 05 2021 9:42:24

Функции плазматической мембраны

На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя практическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения практических вопросов в групповой работе....

21 05 2021 22:52:51

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

20 05 2021 3:49:16

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

19 05 2021 15:11:39

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе « Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через « Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

18 05 2021 23:55:30

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

17 05 2021 7:53:11

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

16 05 2021 11:13:19

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

15 05 2021 18:57:53

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

14 05 2021 6:53:27

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

13 05 2021 22:25:20

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

В настоящее время изменилась роль учителя: из ретранслятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

12 05 2021 4:34:13

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

11 05 2021 16:52:41

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

10 05 2021 7:36:19

Вода – удивительный дар природы

Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме « Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

09 05 2021 22:24:20

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

Работа на уроке организована в командах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

08 05 2021 20:15:55

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

07 05 2021 2:21:30

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

06 05 2021 19:59:24

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

05 05 2021 15:52:57

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

04 05 2021 12:26:17

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)