Обобщающий урок по теме "Цитология"
Тема урока: обобщающий урок по теме «Цитология».
Цели:
- систематизировать оценку знаний учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов;
- дать независимую комплексную оценку знаний по теме, подготовка к ЕГЭ;
- формировать интерес к биологической науке.
Оборудование: таблица «Клетка», индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка цели и задачи урока.
II. Закрепление и повторение материала
1. Устные монологические ответы учащихся по пройденной теме.
А. Учащиеся сжато рассказывают три основные темы:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- метаболические процессы клетки.
Б. После ответов одноклассники дают рецензию ответа с дополнениями и оцениванием ответа.
2. Проведение самостоятельной работы по
заданиям из группы А.
Работа проводится по вариантам на
индивидуальных карточках, материал включает
задания, взятые из контрольно–измерительных
материалов ЕГЭ. (Приложение 1).
После выполнения каждый ученик самостоятельно
проверяет свою работу по написанным на доске
ответам, затем оценивает задание – за правильный
ответ получает один балл.
Далее учитель объясняет, что в ходе урока
учащиеся будут получать баллы за предложенные
задания и в конце урока, суммируя их, по итоговым
баллам будут выставлены оценки.
3. Беседа по вопросам из группы С (задания, на
которые надо ответить одним предложением)
Учитель зачитывает вопросы (сюда можно включать
различные занимательные материалы), учащиеся по
желанию отвечают, заранее объявляется, что за
правильный ответ зачисляется три балла.
Примерные вопросы:
а) В XII веке голландский ученый Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя пять лет ученый взвесил, его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,006 кг. Объясните, за счет чего увеличилась масса растения. Какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост? (Масса увеличилась за счет органических веществ, образовавшихся в процессе фотосинтеза, из внешней среды поступали вода и углекислый газ.)
б) В 1881 году биолог Лунин получил
сбалансированное по органическим веществам
синтетическое молочко, которым он кормил
лабораторных мышей. Мыши погибли. Чего не
доставало в молочке? (Витаминов, необходимый
комплекс, которых содержится в натуральном
молоке.)
в) Восемь лет понадобилось Сенгеру, чтобы установить структуру белка из 50 аминокислот. Этот синтетический дешевый белок спас миллионы людей. Как он называется? (Инсулин)
г) Какое жизненно важное вещество являлось когда–то заменителем денег? ( Поваренная соль.)
д) В 1963 году в Голландии появились стиральные
порошки, которые хорошо удаляли грязь, но
действовали при температуре не выше 40 градусов,
белье с таким порошком не
рекомендовали кипятить. Какое действующее
начало порошка, какое вещество ограничивало
температурный режим? (Ферменты, они
денатурируются при высоких температурах и
меняют свои свойства.)
е) В романе Жюля Верна описывается забавный
случай. Путешественники собрались поужинать
мясом ламы гуанако, но оказалось несъедобно.
«Быть может, оно слишком долго
лежало?» – спросил один из путешественников. «
Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый
Паганель. Действительно мясо ламы съедобно, если
оно поймано во время отдыха. Почему? (Во время
продолжительного бега в мышцах накапливается
молочная кислота.)
ж) Кто должен употрeбллять больше белка: ученик или учитель? (Ученик, у него идет интенсивный пластический обмен.)
4. Проведение самостоятельной работы по заданиям уровня В.
А) Работа выполняется на индивидуальных карточках, в которую включаются задания различных видов: установление соответствий между определениями или определение последовательности биологических процессов и явлений. Оцениваются работы с учетом требований оценивания ЕГЭ: правильный ответ – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов. (Приложение 2).
Б) Взаимопроверка работ, выставление баллов.
5. Выполнение задания, написанного на доске, взятого из уровня С.
Найти ошибки в приведенном тексте, исправить их, указать номера предложений, в которых они сделаны, записать эти предложения без ошибок. Правильный ответ – 3 балла.
1 .У растений, как у всех организмов происходит
обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
З.При дыхании они поглощают углекислый газ и
выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофны.
6. Они размножаются и распространяются с помощью
семян.
III. Подведение итогов
Подсчет очков, выставление оценок.
Комментарии:
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
24 08 2025 7:51:40
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
23 08 2025 22:14:40
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
22 08 2025 2:30:19
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
21 08 2025 4:10:16
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
20 08 2025 15:39:11
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
19 08 2025 15:51:15
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
18 08 2025 13:11:32
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
17 08 2025 17:52:58
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
16 08 2025 2:31:56
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
15 08 2025 4:31:59
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
14 08 2025 22:54:19
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
13 08 2025 10:38:57
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
12 08 2025 7:21:23
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
11 08 2025 0:35:44
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме.
...
10 08 2025 21:41:14
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
09 08 2025 20:14:47
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
08 08 2025 8:56:46
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
07 08 2025 17:52:10
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
06 08 2025 23:40:27
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
05 08 2025 12:47:34
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
04 08 2025 14:46:36
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
03 08 2025 11:28:55
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
02 08 2025 8:11:28
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
01 08 2025 0:30:26
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
31 07 2025 11:24:14
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
30 07 2025 18:49:14
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
29 07 2025 15:24:12
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
28 07 2025 9:54:41
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
27 07 2025 21:16:45
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
26 07 2025 9:47:45
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
25 07 2025 12:56:52
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
24 07 2025 12:43:46
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
23 07 2025 15:19:18
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
22 07 2025 2:50:23
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
21 07 2025 20:40:20
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
20 07 2025 21:28:40
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
19 07 2025 5:34:57
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
18 07 2025 13:40:21
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
17 07 2025 20:24:31
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
16 07 2025 7:49:31
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
15 07 2025 5:57:55
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
14 07 2025 17:43:38
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
13 07 2025 2:53:44
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
12 07 2025 8:14:36
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
11 07 2025 2:34:51
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
10 07 2025 0:48:55
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
09 07 2025 22:31:34
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
08 07 2025 12:21:16
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
07 07 2025 5:53:49
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
06 07 2025 18:32:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::