Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети микрорайона, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих. При всем разнообразии методических приемов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто трaнcлируемое знание – не выполняет функции, развивающей личность.
Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образования происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6–8-х классах – это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.
Каждый из методов, на мой взгляд, заслуживает внимания, например, “Аукцион знаний”, который в течение многих лет (где-то с 1989 года) я использую для обобщения и контроля знаний. Этот тип урока особенно нравится детям. Стоит только раз провести такой урок, и учащиеся будут просить проводить его по любой теме. Почему? Очень мало времени отводится на такие разделы как “Грибы”, включая “Лишайники” (4 часа по любой программе), “Одноклеточные”, “Кишечнополостные”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся” и т.д., а они – так интересны! В случае проведения итогового аукциона можно сократить опрос до фронтального по ключевым моментам и освободить время. Дети к аукциону стремятся накопить как можно больше интересного материала, пользуясь материалами учебников, книг из школьной и районной библиотек, Интернетом. Такой активный интерес не случаен. На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (наизусть, так как пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую отметку – они просто не выставляются, но зато получить две, а то и три “пятёрки”, в зависимости от активности и количества интересных фактов по изучаемой теме. При этом развивается не только познавательная активность, расширяется кругозор, совершенствуется “экологическая воспитанность”, но и монологическая речь, умение кратко и убедительно выражать свои мысли (на изложение одного факта не дается более 0,5 мин.). В качестве примера, я приведу разработку обобщающего урока “Многообразие Простейших” из раздела “Подцарство Одноклеточные”.
Некоторые пояснения:
- ЖЮРИ – 3 человека: два ассистента в цветных шарфиках (так веселее и отличительный знак) и ведущий аукцион (с бабочкой или галстуком для солидности).
- Ученики заранее опрошены, их знания откорректированы в беседе во внеурочное время. В случае сомнения в правильности или достоверности излагаемых на аукционе фактов поглядывают на учителя, который незаметными жестами подтверждает правильность изложенного.
- УЧИТЕЛЬ – сидит за диапроэктором (или компьютером) и при наличии подходящего к излагаемому материалу кадра – демонстрирует его, как бы иллюстрируя ответ.
- АССИСТЕНТЫ – проходят по рядам и “демонстрируют продаваемые объекты”. В данном примере – модели одноклеточных, сделанные руками учеников, в аукционе “ГРИБЫ” – муляжи шляпочных, трутовики, выращенные плесневые и т.д., “МОЛЛЮСКИ”, – paковины…
- На аукционе у учеников нет фамилий, а только личные номера, соответствующие порядковому номеру в журнале, оформленные в соответствии с темой – например № на фоне инфузории.
Тема урока: “Многообразие простейших”
Цели:
- Образовательные:
- вспомнить основные понятия по морфологии и физиологии простейших;
- вспомнить об общих чертах строения представителей разных групп простейших;
- расширить представления о многообразии и экологических требованиях к условиям существования простейших.
- Развивающие:
- продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, сопоставлять строение организма с физиологическими процессами и условиями обитания;
- реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать познавательную активность.
- Воспитательные:
- воспиание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
- воспитание гигиенических навыков и применение на пpaктике полученных знаний против заболеваний, связанных с простейшими (дизентерия, малярия, лейшманиоз и т.д.) ;
- воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование:
- таблицы
- “Тип Простейшие”,
- “Биоценоз пресного водоёма”,
- магнитная доска с классификационными табличками,
- атрибуты
- ведущего (молоток – деревянная колотушка, песочные часы),
- ассистентов (самодельные модели животных по теме на подносах),
- жюри (таблицы для внесения баллов),
- оформленные сообщения учащихся,
- тематические номерки у каждого,
- аквариум как возможная среда обитания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2 мин.)
Ученики входят в класс, оставляя портфели у двери, в руках только аукционные номерки. Приветствие.
II. Аукцион знаний (33 минуты – по 11 мин. на каждый лот)
Ведущий объявляет тему аукциона, напоминает условия и начинает торг.
– Сегодня на аукцион выставляются следующие звания: “Знаток Саркодовых”, “Знаток Жгутиковых”, “Знаток Инфузорий”.
Ассистенты на доске записывают название 1-го лота.
Лот первый “Знаток Саркодовых”
– Прошу предлагать ваши знания в обмен на звание.
Удар молотка, желающие поднимают свои номерки, ведущий даёт слово первому, а остальные опускают и ждут, когда тот выскажется – не более 0,5 мин, (если выступление длится дольше, то оно прерывается ударом молотка по столу).
– Слово предоставляется следующему участнику.
По исчерпании темы или времени (11 мин.) раздаются 3 удара молотка, ведущий заканчивает торг и предоставляет слово жюри.
Работа жюри: во время работы класса члeны жюри выслушивают выступающих, контролируют дисциплину, регистрируют ответы в (\"+\" или \"–\"), при необходимости совещаются. По комaнде ведущего объявляют результат, говорят о недостатках, поощряют или делают замечание, высказывают общее впечатление.
Критерии оценок: содержательный ответ – \"плюс\"; повторение, неправильный, односложный, незаконченный ответ или нарушение дисциплины (выкрики, перебивания) – \"минус\". Ученик, набравший пять \"+\" получает оценку “5”. Один \"–\" уничтожает один \"+\". В \"Конкурсе номерков\" лучшие оцениваются \"+\", успевший поднять номерок и ответить последним (здесь разгораются страсти) в каждом лоте получают дополнительный \"+\".
Работа учителя: слушает и показывает кадры диафильма или слайды слайд-шоу.
Затем объявляется следующий лот.
III. Завершение урока (5 мин.)
По истечении отведенного времени ведущий заканчивает аукцион и даёт слово жюри, а затем учителю. Жюри выставляет итоговые оценки, делает окончательный вывод о работе по данной теме, высказывает свои замечания и пожелания, объявляет победителей и присваивает звания.
Вот что интересно:
1. Дети стараются подобрать как можно больше интересного, содержательного материала (часто с собственными иллюстрациями).
2. Трудно уговорить кого-нибудь быть ассистентом или члeном жюри – все хотят отвечать!
3. Ученики на уроках стали лучше слушать ответы одноклассников, делают дополнительные записи в тетрадях (на всякий случай).
4. В начале новой темы слышала споры между детьми: как лучше закончить тему – \"Аукционом знаний\", кроссвордом, комaндным соревнованием или еще как – а это для учителя дорогого стоит! О других формах – в следующий раз.
Таблица для внесения результатов
№ |
Верно |
Не верно |
Дисциплина, повтор |
Баллы |
Итог |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
… |
Комментарии:
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
15 03 2025 20:25:25
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
14 03 2025 16:43:39
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
13 03 2025 12:13:42
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
12 03 2025 7:17:14
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
11 03 2025 15:41:47
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
10 03 2025 2:42:33
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
09 03 2025 8:12:36

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
08 03 2025 20:35:29
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
07 03 2025 15:50:43
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
06 03 2025 7:13:37

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
05 03 2025 3:31:31
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
04 03 2025 14:58:42
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
03 03 2025 3:16:57
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
02 03 2025 7:16:43
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
01 03 2025 10:21:38
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
28 02 2025 10:46:27
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
27 02 2025 8:22:54
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
26 02 2025 16:48:30

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
25 02 2025 18:25:29
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
24 02 2025 6:47:19
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
23 02 2025 8:57:53
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
22 02 2025 12:58:31
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
21 02 2025 3:13:37
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
20 02 2025 19:13:31
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
19 02 2025 11:42:30
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
18 02 2025 9:57:10
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
17 02 2025 3:25:16
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
16 02 2025 19:52:45
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
15 02 2025 21:37:28
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
14 02 2025 11:47:33
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
13 02 2025 9:31:40
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
12 02 2025 20:42:42
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
11 02 2025 6:35:24
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
10 02 2025 23:28:22
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
09 02 2025 17:55:34
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
08 02 2025 12:50:36
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
07 02 2025 1:22:29
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
06 02 2025 0:41:34
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
05 02 2025 22:26:37
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
04 02 2025 4:27:47
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам.
...
03 02 2025 1:38:42
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
02 02 2025 2:45:23
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
01 02 2025 0:28:46

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
31 01 2025 17:52:18
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
30 01 2025 19:34:39
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
29 01 2025 11:22:45
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 01 2025 2:27:33
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
27 01 2025 1:23:44
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
26 01 2025 21:32:17
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
25 01 2025 13:34:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::