Лаборатория фитоинвазий    

Урок-конференция "Генетика и медицина"

Цель:

  1. Объяснить значение комплексного использования методов генетики человека, с целью выявления наследственных заболеваний.
  2. Дать представление о цитологических и биохимических исследованиях генома человека. Закрепить имеющиеся знания законов генетики.

Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие родословные с различным наследованием признаков, набор задач по теме наследование признаков у человека, возможна компьютерная презентация данного материала.

За несколько уроков, группе учащихся дается дополнительное задание подготовить сообщение, для работы в качестве врачей-генетиков во время конференции.

Ход урока

Урок проводиться в виде научной конференции врачей генетиков, работающих в различных направлениях данной науки, по ходу учащимся предлагается решить задачи на наследование определенных признаков человека.

Учитель: Генетика человека - одна из важнейших теоретических основ современной медицины. Академик И.П.Павлов, признавал важное значение генетики для физиологии и медицины, писал: «Наши врачи должны как азбуку знать законы наследственности… Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя».

Одним из основоположников медицинской генетики является выдающийся советский невропатолог С.Н.Давиденков (1880–1961), начавший свою плодотворную работу в двадцатых годах на Украине. Он впервые применил идеи генетики в клинике, дал анализ ряда наследственных заболеваний, часть из которых была описана им впервые. Важной заслугой С.Н.Давиденкова является разработка методов медико-генетического консультирования и его первое практическое применение в нашей стране.

Особенности генетики человека. Исследование генетики человека связанно с большими трудностями, причины которых связанны с невозможностью экспериментального скрещивания, медленной сменой поколений, малым количеством потомков в каждой семье. Кроме того, в отличие от классических объектов, изучаемых в общей генетике, у человека сложный кариотип, большое число групп сцепления. Однако, несмотря на все эти затруднения, генетика человека успешно развивается.

При изучении генетики человека используются следующие методы: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, дерматоглифический, биохимический, цитогенетический, гибридизации соматических клеток и метод моделирования.

У человека установлены все 24 теоретически возможные группы сцепления генов; из них 22 локализованы в аутосомах, в каждой из которых содержится по нескольку сот генов. Более 100 генов, локализованы в половых хромосома.

Познакомимся с методами изучения генетики человека, о которых нам сегодня расскажут ученые генетики, работающие по различным направлениям. Слово предоставляется ученому, занимающемуся изучением наследования нормального или патологического признака в ряде поколений людей.

Специалист, занимающийся генеалогией: Генеалогический метод был введен в науку в конце XIX в. Ф.Гальтоном. Суть его состоит в том, чтобы выяснить родственные связи и проследить наличие нормального или патологического признака среди близких и дальних родственников в данной семье.

Сбор сведений начинается с пробанда. Пробандом называется лицо, родословную которого необходимо составить. Братья и сестры пробанда называются сибсами. Обычно родословная составляется по одному или нескольким признакам. Метод включает два этапа: сбор св6едений о семье и генеалогический анализ.

Для составления родословной проводятся краткие записи о каждом члене родословной с точным указанием его родства к пробанду. Затем делают графическое изображение родословной; для составления схемы приняты стандартные символы. (Приложение 1)

После составления родословной начинается второй этап – генеалогический анализ, целью которого является установление генеалогических закономерностей. Данный метод считается наиболее информативным, чем больше имеется достоверных сведений о здоровье родственников больного. В случае обнаружения наследственного характера признака необходимо установить тип наследования: доминантный, рецессивный, сцепленный с полом.

При проявлении признака аутосомно-доминантного наследования – его одинаковая встречаемость у обоих полов, наличие больных во всех поколениях. В случае смерти в более раннем возрасте никаких данных о возможной болезни этого члена семьи, естественно, нет, но имеется вероятность заболевания потомков.

При проявлении рецессивных заболеваний нередко встречается кровное родство родителей больных. Иногда наличие родства бывает неизвестно членам семьи.

Существует тип наследования, сцепленного с полом. Заболевания, обусловленные геном, локализованным в X-хромосоме, могут быть как доминантные, так и рецессивными. При доминантном Х-сцепленом наследовании заболевание одинаково проявляется как у мужчин, так и у женщин и в дальнейшем может передаваться потомству. Решим несколько задач на такой тип наследования. (Приложение 2)

Генеалогический метод, безусловно, является связующим звеном между теоретической генетикой человека и применением ее достижений в медицинской практике. Хотя генеалогический метод является одним из самых давних, его возможности далеко не исчерпаны благодаря использованию новых, более совершенных методов анализа фенотипа, выявлению гетерозиготных носителей, учету факторов среды и т.п.

Специалист, занимающийся изучением близнецов: Близнецовый метод, один из наиболее ранних методов изучения генетики человека, однако он не утратил своего значения и в настоящее время. Близнецовый метод был введен Ф. Гальтоном, который выделил среди близнецов две группы: однояйцовые (монозиготные) и двуяйцовые (дизиготные). Как правило, у человека рождается один ребенок, но в среднем один случай на 84 новорожденных составляют двойни. Около одной трети их числа - монозиготные близнецы при нормальном эмбриональном развитии всегда одного пола.

Дизиготные близнецы рождаются чаще (2/3 общего количества двоен), они развиваются из двух одновременно созревших и оплодотворенных яйцеклеток. Такие близнецы могут быть и однополые и разнополые; с генетической точки зрения они сходны как обычные сибсы, но у них большая общность факторов среды во внутриутробном (пренатальном) и частично в постнатальном периодах. В первый период применения этого метода проводили сравнение близнецов по внешним морфологическим признакам: цвет волос, глаз, пигментация кожи, форма носа, глаз, губ, ушных раковин, пальцевые узоры и т.п. эти признаки, как известно наследственно обусловлены. Если изучаемый признак проявляется у обоих близнецов пары, их называют конкондартными (от лат. быть согласным, сходным). Коркондантность – это процент сходства по изучаемому признаку. Отсутствие признака у одного из близнецов – дискордантность.

Близнецовый метод используется в генетике человека для того, чтобы оценить степень влияния наследственности и среды на развитие какого-либо нормального или патологического признака. При сопоставлении данных (Приложение 3) видно, что наряду с наследственным компонентом значительную роль играют условия среды, при которых происходит реализация генотипа в фенотип.

Специалист работающий с популяционно-статистическим методом: Данный метод позволяет изучать распространение отдельных генов в человеческих популяциях. Обычно производится непосредственное выборочное исследование части популяции либо изучают архивы больниц, родильных домов, а также проводят опрос путем анкетирования. Выбор способа зависит от цели исследования. Последний этап состоит в статистическом анализе. Одним из наиболее простых и универсальных математических методов является метод, предложенный Г. Харди и В. Вайнбергом. Результатом, которого является возможность определения генетической структуры популяций (соотношение между частотой Гомозигот и гетерозигот). Знание генетического состава популяций населения имеет большое значение для социальной гигиены и профилактической медицины.

Специалист изучающий метод дерматоглифики: Дерматоглифика (гр. кожа и рисовать) – это изучение рельефа кожи на пальцах, ладонях и подошвенных поверхностях стоп. В отличие от других частей тела здесь имеются эпидермальные выступы – гребни, которые образуют сложные узоры.

Еще в древности в Китае и Индии обратили внимание на то, что рисунки кожных узоров на пальцах и ладонях строго индивидуальны, и использовались отпечатки пальцев вместо подписи. На земле нет двух людей с одинаковыми рисунками на пальцах (кроме монозиготных близнецов). В 1892 г. Ф. Гальтон предложил классификацию этих узоров, позволившую использовать этот метод для идентификации личности в криминалистике. Таким образом, выделился один из разделов дерматоглифики – дактилоскопия (изучение узоров на подушечках пальцев). Другие разделы дерматоглифики – пальмоскопия (рисунки на ладонях) и плантоскопия (изучение дерматоглифики подошвенной поверхности стопы).

Последнее время данные методы стали использоваться в качестве дополнительного для подтверждения диагноза хромосомных синдромов у людей с изменениями кариотипа.

Специалист работающий с биохимическими методами: Эти методы используются для диагностики болезней обмена веществ, причиной которых является изменение активности определенных ферментов. С помощью биохимических методов открыто около 500 молекулярных болезней, являющихся следствием проявления мутантных генов. При различных типах заболеваний удается либо определить сам аномальный белок-фермент, либо промежуточные продукты обмена. Эти методы отличаются большой трудоемкостью, требуют специального оборудования и потому не могут быть широко использованы для массовых исследований с целью раннего выявления больных с наследственной патологией обмена. Поэтому, для массовых исследований применяются различные экспресс методы, микробиологические тесты, позволяющие определить наличие продуктов обмена в различных средах организма.

Специалист работающий с цитогенетическим методом: Принципы цитогенетических исследований сформировались в течении 20-30-х годов на классическом объекте генетики – дрозофиле и на некоторых растениях. Метод основан на микроскопическом исследовании хромосом.

Нормальный кариотип человека включает 46 хромосом, из них 22 пары аутосом и 2 половые хромосомы. До 1956 г. количество хромосом у человека не было точно установлено, это удалось шведским ученым Д. Тийо и А. Левану. В 1960 году была разработана первая Международная классификация хромосом человека. В основу были положены особенности величины хромосом, формы, расположение первичной перетяжки. хромосомные болезни – это обширная группа наследственных патологических состояний, причиной которых являются изменения количества хромосом или нарушения их структуры. Существует много аномалий кариотипа и причин их возникновения: Аномалии аутосом. Наиболее известными из них являются трисомия-21 (болезнь Дауна), трисомия-13 (синдром Патау), трисомия-18 (синдром Эдварса). аномалии количества половых хромосом в кариотипе были обнаружены еще в 1916 г. К. Бриджесом у дрозофилы. Спустя несколько десятилетий выводы из опытов Бриджеса помогли расшифровать некоторые описанные ранее патологические состояния у человека, природа которых была не извесна. Аномалии количества половых хромосом могут быть в виде моносомий и полисомий. Моносомия-Х (синдром Шершевского-Тернера), Трисомия-Х, Синдром Клайнфельтера. в отличие от мутантных генов они не накапливаются в популяциях, однако их частота не убывает за счет первичного возникновения мутаций.

Специалист изучающий метод гибридизации соматических клеток: Соматические клетки содержат весь объем генетической информации. Это дает возможность изучать многие вопросы генетики человека, которые невозможно исследовать на целом организме. Благодаря методам генетики соматических клеток человек стал как бы одним из экспериментальных объектов. Соматические клетки человека получают из различных органов (кожа, косный мозг, клетки крови, ткани эмбрионов). Чаще всего используют клетки соединительной ткани (фибробласты) и лимфоциты крови. Культивирование клеток вне организма позволяет получить достаточное количество материала для исследования, что не всегда можно взять у человека без ущерба для здоровья. применение данного метода генетики дает возможность изучить механизмы первичного действия генов и взаимодействия генов. Культуры клеток используются для определения мутагенного действия факторов окружающей среды. Расширяют возможности точной диагностики наследственных болезней на биохимическом уровне у взрослых и до рождения плода (пренатальная диагностика). Для дальнейшего совершенствования данного метода необходимо накапливать линии клеток с генными мутациями. В России и США уже организованы «банки» клеточных линий.

Специалист занимающийся методом моделирования: Теоретическую основу биологического моделирования в генетике дает закон гомологических рядов наследственной изменчивости, открытый Н.В.Вавиловым, согласно которому генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Исходя из этого закона, можно предвидеть, что в пределах класса млекопитающих (и даже за его пределами) можно обнаружить многие мутации, вызывающие такие же изменения фенотипических признаков, как и у человека.

Для моделирования определенных наследственных аномалий человека подбирают и изучают мутантные линии животных, имеющих сходные нарушения. это дает возможность уточнить механизм развития данной аномалии. Безусловно, у человека могут быть свойственные только ему заболевания и в результате взаимодействия генов у человека фенотипический эффект может значительно изменяться. Однако даже частичное моделирование, т.е. воспроизведение не всего заболевания в целом, а только патологического процесса или даже фрагмента, позволяет в ряде случаев обнаружить механизмы первичного отклонения от нормы.

Специалист изучающий возможность исправления дефектов генотипа: Для человечества является главным не наличие мутантного гена, а его фенотипическое проявление. По мнения Н.П.Бочкова (1978), «в идеале можно представить себе такое положение, когда наследственные аномалии у больного будут записываться в виде конкретных формул, отражающих измененный кодон определенного гена». Но даже в тех случаях, когда первичный дефект неизвестен, может применяться лечение, снимающее или облегчающее болезненные проявления (симптоматические). при раннем распознавании наследственного дефекта, правильной диагностике и лечении в ряде случаев удается добиться нормализации развития.

Метод ранней диагностики фенилкетонурии, позволяет предупредить тяжелые нарушения физического и психического развития, использованием специальной диеты с минимальным содержанием фенилаланина. при ранней диагностики галактоземии (не усвоении молочного сахара), исключением из пищи молока, можно полностью предупредить тяжелые клинические проявления. При болезни Вильсона-Коновалова, уменьшение применение специальных препаратов, усиливающих выведение избытка меди из организма, улучшает состояние больного человека. При наследственной форме рахита применяют введение фосфатов и кальциевых солей. В будующем успехи генной инженерии могут сделать реальной переспективу лечения некоторых наследственных болезней путем введения в клетки гена, устраняющего дефект на молекулярном уровне.

Специалист, изучающий вопросы истории медицинской генетики: При рассмотрении вопросов касающихся знаний методов изучающих наследование признаков у человека, хочется рассказать и о использовании имеющихся знаний на практике. Существует такое понятие как Евгеника впервые предложенное Ф.Гальтоном в 1869 г. в книге «Наследственность таланта». В переводе с греческого обозначающее – хороший род. В своих статьях Гальтон говорит о необходимости не только избавления от патологических генов, но и повышение «хороших» генов, называемых им «генами гениальности». Эти ошибочные положения были использованы в дальнейшем в ряде стран. где стали проводиться евгенестические мероприятия на уровне законов. В США были приняты законы по ограничению нежелательных браков и стерилизации преступников. В германии евгенетическое движение формировалось как реакционное направление «расовой гигиены». С 1933 г. она была взята на вооружение нацистами как теоретическое обоснование. Реакционеры и расисты нередко пытались использовать евгенику для подтверждения ложных представлений о неполноценности отдельных рас.

Исследования Русских ученых Н.К.Кольцова, Ю.А.Филипченко, С.Н.Давиденкова и др. проведенные в 20-е годы по изучению родословных великих людей, поставили вопрос о роли социальной среды в реализации индивидуальных особенностей.

Специалист работающий в центре медико-генетического консультирования: Поиски врачей генетиков направлены на выявление тех или иных заболеваний у еще не родившегося ребенка.

Известно, что в околоплодной жидкости содержатся вещества, выделяемые развивающимся зародышем. Исследуя состав этой жидкости, можно определить некоторые нарушения обмена. современные методы позволяют диагностировать более 60 наследственных заболеваний. Внутриутробная диагностика может быть необходимой в тех случаях, когда имеется высокий риск рождения больного ребенка.

Врач-генетик – не юридическое лицо, он не может запретить или разрешить консультируемым иметь детей, его цель помочь семье реально оценить степень опасности. В конечном итоге целью медико-генетической консультации является правильная оценка ситуации членами семьи и принятие ими рационального решения в отношении дальнейшего планирования семьи. Это решение принимается супругами самостоятельно. в дальнейшем можно ожидать не только предотвращения увеличения наследственных патологий, но и снижение ее частоты.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с различными направлениями медицинской генетики. Расширили свой кругозор о методах используемых при диагностике различных патологических заболеваниях передаваемых по наследству, и их профилактике. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....

16 01 2021 6:56:14

Рекорды органического мира Южной Америки

Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы " Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

15 01 2021 13:41:34

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

14 01 2021 7:41:22

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

13 01 2021 11:55:41

Разработка урока "Бесполое размножение"

План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....

12 01 2021 11:16:17

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы Е Г Э будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

11 01 2021 10:18:21

Урок "Размножение и развитие птиц"

Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

10 01 2021 14:25:23

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Урок составлен по программе Пономаревой И. Н. и проводится в 8-м классе по теме " Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

09 01 2021 1:39:55

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

08 01 2021 3:48:10

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют транспортным аппаратом клетки....

07 01 2021 9:54:21

Практикум по общей экологии

Представлен урок-практикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены практические задания....

06 01 2021 6:48:57

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

05 01 2021 15:44:40

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

04 01 2021 16:58:35

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

03 01 2021 12:20:26

Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

02 01 2021 8:21:29

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

01 01 2021 6:45:45

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

31 12 2020 2:57:10

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

Урок изучения новой темы является вторым по разделу « Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства....

30 12 2020 13:30:21

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

Урок биологии " Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский характер носит лабораторная работа " Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

29 12 2020 5:41:44

Относительный характер приспособлений с примерами

Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный характер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

28 12 2020 23:19:15

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

27 12 2020 0:50:53

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

26 12 2020 15:38:16

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

25 12 2020 23:44:21

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

24 12 2020 16:51:59

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

23 12 2020 19:56:23

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме " Размножение человека"....

22 12 2020 14:31:20

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интерактивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, практическую деятельность. ...

21 12 2020 2:58:49

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

20 12 2020 19:44:38

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

19 12 2020 20:45:13

Мастер-класс "Зеркало организма"

Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы « Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

18 12 2020 4:44:14

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике « Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

17 12 2020 18:15:49

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

16 12 2020 3:23:14

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

15 12 2020 22:40:13

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

14 12 2020 23:12:28

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

13 12 2020 0:39:32

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по " Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

12 12 2020 4:46:50

Урок биологии по теме "Витамины"

Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

11 12 2020 11:24:58

Игра "Биологическое ассорти"

Урок-игра « Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

10 12 2020 12:14:15

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

09 12 2020 10:52:37

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

08 12 2020 22:39:41

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

07 12 2020 11:28:53

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

06 12 2020 9:59:29

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интерактивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

05 12 2020 3:26:54

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии " Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

04 12 2020 21:36:36

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

03 12 2020 5:58:15

Турнир знаний по теме: "Кровь"

Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме " Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько команд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

02 12 2020 0:16:28

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

01 12 2020 8:12:46

"Амфибии. Ода земноводным"

Содержание урока носит комплексный характер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

30 11 2020 1:44:23

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

29 11 2020 18:16:48

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

28 11 2020 23:39:55

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида « Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

27 11 2020 5:36:28

Открытый урок по теме "Скелет головы"

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....

26 11 2020 6:29:22

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

25 11 2020 11:27:16

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

24 11 2020 3:20:19

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

23 11 2020 7:47:37

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

22 11 2020 17:51:37

"Какой сок лучше?"

Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: " Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

21 11 2020 19:27:19

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

20 11 2020 17:55:32

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на практике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

19 11 2020 1:12:14

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых З У Н, а также качеств личности учащегося играет И К Т. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

18 11 2020 17:37:41

Школьная экологическая тропа

В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

17 11 2020 23:48:21

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

16 11 2020 15:41:21

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

15 11 2020 15:55:28

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

14 11 2020 21:29:36

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

Данный урок - результат мини-проекта " Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

13 11 2020 8:57:14

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

12 11 2020 13:58:43

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опорно-двигательная система". 8-й класс

Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

11 11 2020 3:50:49

"Практические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

10 11 2020 6:11:55

Анатомия Биология

Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

09 11 2020 0:47:40

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить характер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

08 11 2020 1:49:42

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

07 11 2020 23:33:54

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

06 11 2020 18:31:34

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

05 11 2020 23:43:48

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры « Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

04 11 2020 21:29:31

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

03 11 2020 5:11:23

Советы вредные и полезные

Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или О Б Ж. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

02 11 2020 16:16:33

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

01 11 2020 19:11:48

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

31 10 2020 23:14:45

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

30 10 2020 15:40:33

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

29 10 2020 10:49:13

Строение живых организмов

Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

28 10 2020 3:32:57

Открытый урок по биологии на тему "Половое размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

27 10 2020 1:11:37

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

С 2004 года работаю над темой " Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников " Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

26 10 2020 2:17:33

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

25 10 2020 12:56:32

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

24 10 2020 13:59:12

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

23 10 2020 18:44:59

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

22 10 2020 6:32:44

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

21 10 2020 0:16:48

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

20 10 2020 19:11:22

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

19 10 2020 4:24:47

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

18 10 2020 0:48:52

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

17 10 2020 17:50:49

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Урок биологии по теме " Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер". ...

16 10 2020 15:52:24

Витамины, их значение для организма человека

Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

15 10 2020 9:57:53

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

14 10 2020 14:55:20

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

13 10 2020 3:44:25

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

12 10 2020 3:31:55

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе

Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

11 10 2020 0:34:15

Урок по теме "Глаза и зрение"

Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

10 10 2020 2:49:19

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

09 10 2020 18:12:52

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

08 10 2020 4:35:16

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

07 10 2020 10:53:32

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

06 10 2020 11:55:55

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и полового размножения в природе и для человека....

05 10 2020 20:23:27

Урок биологии "Генетика крови"

Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме " Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме Е Г Э, для проведения элективных курсов по теме " Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

04 10 2020 10:49:47

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

03 10 2020 11:12:14

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

02 10 2020 13:22:27

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

01 10 2020 21:29:53

Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение Д З, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

30 09 2020 10:53:37

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

29 09 2020 6:58:45

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

28 09 2020 20:36:19

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

27 09 2020 21:46:23

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

26 09 2020 9:51:38

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

Внеклассное мероприятие « Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

25 09 2020 6:53:37

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

24 09 2020 18:22:48

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

23 09 2020 20:49:15

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А. С. Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А. С. Пушкина. ...

22 09 2020 5:26:58

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

21 09 2020 13:31:38

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: " Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: " Основные закономерности явлений наследственности"....

20 09 2020 19:15:12

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

19 09 2020 11:30:48

Урок-занятие "Мир вокруг нас"

Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

18 09 2020 4:37:25

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

17 09 2020 6:46:52

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры " Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами М О У Д О Д Ц Д О Д " Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

16 09 2020 10:45:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

15 09 2020 2:28:34

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

14 09 2020 4:16:29

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме " Дыхание"....

13 09 2020 8:37:21

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

12 09 2020 5:28:53

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных У У Д у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

11 09 2020 9:19:26

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

10 09 2020 9:28:15

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

09 09 2020 21:52:44

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

08 09 2020 6:44:49

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему « Фишбоун» (эту схему разработала методист Бел Р И П К П П С М. В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

07 09 2020 8:36:24

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

Урок " Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их практическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

06 09 2020 7:29:14

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на практике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников « Шаг в будущее» со своими научными работами....

05 09 2020 16:14:54

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

04 09 2020 1:26:18

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

03 09 2020 17:10:39

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

02 09 2020 3:20:50

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

01 09 2020 6:57:49

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

31 08 2020 23:21:19

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного характера, самостоятельную работу с текстом учебника, практическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

30 08 2020 18:38:56

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

29 08 2020 12:23:53

Класс Двудольные, семейство Пасленовые

Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

28 08 2020 17:10:37

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

27 08 2020 7:27:37

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к Е Г Э по биологии. Использование И К Т на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

26 08 2020 18:57:46

Устный журнал "Будьте здоровы!"

При встрече люди обычно говорят " Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

25 08 2020 6:36:25

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

24 08 2020 8:38:45

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

23 08 2020 2:20:51

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

22 08 2020 0:44:32

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

21 08 2020 0:11:27

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

20 08 2020 0:28:20

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)