Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Цель урока: изучение многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.
Сегодняшний урок является продолжением изучения животных, которые принадлежат к типу Плоские черви и типу Круглые черви. Вспомним то, что вы уже знаете об этих животных (фронтальная беседа при закрытых учебниках и тетрадях, ответы с места).
- Почему животных этих двух типов называют черви?
- Почему один тип червей называют Плоские черви?
- Почему другой тип червей называют Круглые черви?
- Назовите представителей Плоских червей, на примере которых изучались общие хаpaктерные признаки этих червей.
- Назовите представителей Круглых червей, на примере которых изучались общие хаpaктерные признаки этих червей.
- Какой образ жизни ведёт Печёночный сосальщик и Аскарида?
- Что означает – паразитический образ жизни?
- Какие приспособления к паразитизму имеют эти черви: Печёночный сосальщик, Аскарида?
Оказывается это не единственные черви паразиты. Наш урок будет посвящён изучению многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.
Изучением многообразия паразитов и их влияния на организм человека, животных и растений занимается раздел биологии – паразитология. Большой вклад в развитие этого раздела биологии сделали открытия Константина Ивановича Скрябина. Большая часть работ Скрябина К.И. посвящена изучению червей паразитов – ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ. Гельминтология изучает червей паразитов, поэтому все заболевания, вызванные червями паразитами, называют «гельминтоз».
Изучив особенности червей паразитов легко определить меры борьбы и профилактики. Попробуем сделать это и мы с вами.
Люди, заразившись любым червём паразитом, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу. Из беседы врача и пациента многое можно узнать: о путях заражения, о лабораторной диагностике, о мерах профилактики. Это то, что указано в таблице, которую нам предстоит заполнить в тетради.
В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем бесед врача и пациента, но не каждый может сделать правильные выводы по увиденному и услышанному. Сегодняшний урок даст вам возможность: 1) проверить свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору, 2)выделить главное и заполнить таблицу в тетради:
| Название червя паразита. | Нахождение в организме. Патогенное действие. | Промежуточный хозяин. | Основной хозяин. | Пути заражения. Лабораторная диагностика. | Профилактика. |
Перед вами будет разыграно несколько сцен, где актёрами будут ваши одноклассники и я – ваш учитель биологии. Вы же до конца урока будите в роли случайных свидетелей, которые делают для себя вывод и заполняют таблицу. В конце урока у шести случайных свидетелей будут взяты тетради для проверки таблицы.
Игровые инсценировки.
Сцена №1.
Врач: Входите, присаживайтесь. Внимательно слушаю – на что жалуетесь?
Больной: Боли в животе – правое подреберье (показывает). Что это доктор?
Врач: Никогда не болели болезнями печени?
Больной: нет…
Врач: Как давно эти боли появились?
Больной: Через две недели после отпуска.
Врач: А где Вы отдыхали?
Больной: В красивейших местах на берегу реки Иртыш.
Врач: Ну, если на реке отдыхали, то, наверное, и рыбу ловили?
Больной: Да! Правда, всё лещ и плотва попадались… Уху варили и сушили.
Врач: А жарить, что, негде было?
Больной: Да жарил один разок, но у меня не очень получается – до конца не прожариваю – еле съешь такую рыбу.
Врач: Теперь многое становится ясным. Вот вам направление - сдайте анализ кала и с результатом опять на приём.
Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов.
Врач: Так я и думала! Вы заражены Кошачьим сосальщиком – это плоский червь размером 4 – 13 мм, который поселяется в тканях печени. А заразились Вы им через рыбу – ту не прожаренную, а если будите есть плохо просушенную и проваренную рыбу – то тогда можете заразиться повторно.
Больной: А что же теперь делать?
Врач: Придётся пройти курс лечения. Вот Вам рецепт на приобретения лекарств.
Сцена №2.
Врач: Входите, внимательно слушаю Вас. На что жалуетесь?
Больной: (тяжело дыша и часто кашляя) Как видите – одышка, кашель с мокротой, боли в гpyди. Вроде не простывал негде, и отпуск весь на солнышке, на берегу Амура…Хорошо было: paки, квас…
Врач: Вот про paков по подробней расскажите. Как Вы их ели?
Больной: Да прям из воды за клешню, в подсолённый кипяток на минутку опустишь, и всё…
Врач: Да они не успевали провариваться…
Больной: Может быть.… Но на свежем воздухе всё съелось.
Врач: Вот эта спешка, скорей всего Вам и навредила. Надо проверить это. Вот Вам направление на анализ кала и анализ мокроты.
Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов…
Врач: Этих результатов и следовало ожидать. Вы заразились Лёгочным сосальщиком – это плоский червь размером 1,5 см которые попадают в организм при поедании не проваренных paкообразных, на их жабрах могут поселяться личинки этого червя.
Больной: Так значит должен болеть живот, а у меня болит грудная клетка.
Врач: Личинка только сначала попадает в кишечник, а потом пробуравливается в сосуды и стоком крови направляется в лёгкие, где и превращается в червя. От этого и кашель, и отдышка. В следующий раз варите дольше paков и крабов, а пока придётся лечиться, принимать лекарство.
Сцена №3.
Больной: (заходит, слегка качаясь, держась за живот и рот – как будто его сейчас вырвет) Доктор помогите мне!
Врач: Хорошо, хорошо! Только скажите, что Вас беспокоит?
Больной: Голова кружится, слабость, чувство голода всегда преследует, а съем что, так тошнить начинает, а то и рвота открывается.
Врач: Что Вы ели и едите всё время?
Больной: Всё самое свежее – родственники стараются.
Врач: А за месяц до этих симптомов – рацион питания не менялся?
Больной: Да! Только раз нас пригласили на шашлыки к знакомым на дачу. Они купили свинины у себя во дворе – с машины, какой - то дачник привёз по дешевле. Шашлыков получилось.… Только последняя порция не дошла до готовности, так как пошёл дождик, но ничего, хоть и не жевалось, я целиком глотал – не попадать же добру.
Врач: Вот Вас жадность и сгубила, ведь в сыром мясе могут находиться финны свиного цепня – это личиночная стадия плоского ленточного червя. Скорей всего вы их и съели, так как с машин, обычно, торгуют непроверенным в ветеринарной службе мясом. А теперь, видимо, у Вас в кишечнике 3-х метровый червь. А может и не один. Он и поглощает вашу пищу – ваш энергозапас всей поверхностью тела, а Вы слабеете…
Больной: Что же делать?
Врач: Придётся лечь в больницу, там сделают анализ кала для подтверждения диагноза, и там же Вас будут лечить от свиного цепня и от истощения. Кстати, так же, через не прожаренное и не проваренное мясо, только говядины можно заразиться 10-ти метровым Бычьим цепнем. Так что готовьте в следующий раз мясо как следует.
Сцена №4.
Медсестра: Доктор! Нам привезли ослабленного больного – бледный.… Говорит, что черные точки перед глазами бегают.
Врач: Похоже на малокровие…
Медсестра: Говорит, тошнит и живот болит…
Врач: Тут не только малокровие.… Сейчас посмотрим – пусть зайдёт в кабинет (пауза). Присаживайтесь. Что ж Вы себя до такого состояния довели?
Больной: Сам не знаю. Вроде в достатке живу, в еде себе не отказываю: и тебе мясо, и тебе рыба, и тебе икра…
Врач: Покупаете всё это в магазине?
Больной: Мясо – да, а вот рыбу сам ловил, пока здоровый был. На спиннинг окунька и налимчика, а где и щучка попадалась.
Врач: А что Вы с пойманной рыбой делаете?
Больной: И уху варю, и жарю…
Врач: Хорошо прожаривали?
Больной: Да! Я только икру щучью не жарил, а солил. Получилось вкусно – малосольная, объеденье.
Врач: Ну, если малосольную икру ели, что сами делали, то придётся Вам обследование пройти в больнице. Нужно взять у Вас анализ кала на наличие яиц Широкого лентеца.
Больной: Как же это, доктор?
Врач: В сыром мясе и, особенно в икре хищных рыб, о которых вы говорили, могут содержаться личинки Широкого лентеца – это плоский ленточный червь длиной 10, а то и более метров. Съев не проваренное или не прожаренное мясо, или икру человек заражается лентецом, который поселяется в кишечнике и поглощает большую часть питательных веществ всем своим телом, от этого и малокровие, а от продуктов жизнедеятельности – тошнота и боли в животе. Будьте в следующий раз бдительнее.
Сценарий №5.
В кабинет входит женщина и ребёнок.
Врач: Здравствуйте! Что случилось с Вашим малышом?
Мать ребёнка: Да вот, стал какой-то капризный, в детском саду в тихий час не может заснуть, да и ночью всё ворочается, жалуется, что попа чешется, хотя ополаскиваемся каждый день.
Врач: А руки он часто в рот берёт? Не замечали? Или может ногти грызёт?
Мать ребёнка: Хлебом не корми – всё руки в рот тянет! И ногти грызёт – нечего подстригать!
Врач: Всё ясно. Этому беспокойству одна причина – круглый червь – Острица. Он не большой, всего 5 мм. Поселяется в кишечнике, а для откладывания яиц он выползает из кишечника наружу, что и вызывает зуд. Продолжительность жизни Острицы всего один месяц, но ребёнок себя заражает вновь и вновь, если грызёт ногти, берёт грязные руки в рот. Поэтому достаточно избавиться от дурных привычек, и все возникшие проблемы в здоровье будут исчезать. А чтоб быстро выгнать уже поселившихся остриц – придётся пройти курс лечения. Вот рецепт.
Случай №6
Бывают и такие случаи, где врач уже помочь не может. Об одном таком случае расскажет случайный свидетель.
У меня был друг, который очень любил животных. Он не мог пройти просто так мимо бродячей собаки, чтоб не погладить её, почесать за ухом, дать кусок хлеба. А за его доброту и любовь собаки дружелюбно махали хвостом и облизывали его лицо. Сейчас он умер, а в заключении о cмepти написано, что причиной cмepти стала личиночная стадия ленточного червя Эхинококка, которая развивалась в головном мозге как опухоль. Если б он только знал, что на шерсти бродячих собак могут быть яйца такого опасного червя как эхинококк, он бы мыл руки после общения с неизвестными собаками и был бы жив. Как горько это осознавать!
Заключение.
В заключение собираются 6 тетрадей, сверяются и уточняются данные колонок таблицы с ответами учащихся.
Библиография.
- В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс. Издательство Москва «Вентана-Граф», 2009.
- Медицинский энциклопедический словарь по редакцией В.И. Бородулина. Издательство Москва «Оникс 21 век», 2002.
- В.Н. Ярыгина Биология. Издательство «Медицина» 1987.
Комментарии:
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
09 12 2025 22:35:54
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
08 12 2025 4:18:30
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
07 12 2025 14:23:28
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
06 12 2025 4:30:55
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
05 12 2025 2:32:44
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
04 12 2025 0:43:59
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
03 12 2025 5:56:56
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
02 12 2025 20:15:43
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
01 12 2025 2:38:36
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
30 11 2025 7:21:39
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
29 11 2025 18:47:11
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
28 11 2025 9:18:44
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
27 11 2025 18:58:56
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
26 11 2025 6:12:11
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
25 11 2025 5:23:16
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
24 11 2025 1:28:21
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
23 11 2025 17:37:11
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
22 11 2025 18:17:31
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
21 11 2025 0:29:17
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
20 11 2025 1:15:45
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
19 11 2025 15:20:33
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
18 11 2025 10:17:33
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
17 11 2025 18:50:20
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
16 11 2025 10:53:11
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
15 11 2025 11:39:13
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
14 11 2025 4:42:33
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
13 11 2025 20:14:24
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
12 11 2025 2:19:22
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
11 11 2025 16:54:50
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
10 11 2025 6:19:48
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
09 11 2025 9:33:29
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
08 11 2025 8:52:10
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
07 11 2025 1:22:31
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
06 11 2025 7:49:30
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
05 11 2025 20:21:44
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
04 11 2025 19:39:48
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
03 11 2025 13:57:58
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
02 11 2025 9:58:49
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
01 11 2025 18:27:45
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
31 10 2025 9:13:18
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
30 10 2025 6:35:50
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
29 10 2025 2:30:12
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
28 10 2025 15:59:57
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
27 10 2025 0:51:41
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
26 10 2025 21:36:27
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
25 10 2025 19:11:14
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
24 10 2025 19:23:40
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
23 10 2025 12:20:31
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
22 10 2025 4:30:51
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
21 10 2025 9:40:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"