Происхождение человека. 9-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека;
  • организовать теоретическое исследование нового материала по изучению эволюции приматов и стадий развития человека, работая в парах.

2. Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  • развивать умение работать со схемами, рисунками и текстом учебника;
  • развивать умение сравнивать (на примере стадий эволюции человека) ;
  • развивать умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем.

3. Воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда.

Обязательное оборудование:

  • технологическая карта урока: «Происхождение человека», лист контроля;
  • учебник: Биология. Общие закономерности.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. -7-у изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2008.-288с.: ил.

Технологическая карта (модуль) урока: «Происхождение человека» – 9 класс.

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданием Руководство по усвоению учебного материала
У.Э. – О Интегрирующая цель: изучить происхождение человека. Внимательно прочитать цель урока.
У.Э. – 1 Цель. Определить исходный уровень знаний по теме: «Происхождение человека».
I. Запишите в тетради дату и название учебной темы.

II. Выполните текстовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву, выпишите в тетрадь.

Работайте самостоятельно.
Тест.

1. Наука, изучающая происхождение человека ...

а) цитология.
б) генетика.
в) антропология.

2. Человек разумный относится к подотряду ...

а) человекоподобных.
б) обезьяноподобных.
в) приматов.

3. В связи с прямохождением у человека появляется ...

а) сводчатый свод стопы.
б) большая масса тела.
в) маленькие размеры головного мозга.

4. Впервые установил систематическую принадлежность к отряду приматов:

а) К. Линей.
б) Ж.Б. Ламарк.
в) И. Дарвин.

5. Основной предпосылкой антропогенеза было ...

а) прямохождение.
б) сознание и речевое общение.
в) трудовая деятельность.

6. К социальным факторам антропогенеза относится:

а) естественный отбор.
б) борьба за существование.
в) устройство постоянных жилищ.

Каждый правильный ответ оценивается – 1 балл.
III. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

  • 6б – высокий уровень.
  • 5б – средний уровень.
  • 4 и менее – низкий уровень.
Работайте самостоятельно.
У.Э. – 2 Цель. Самостоятельно изучить основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян, эволюцию приматов.
I. Внимательно прочитайте материал в учебнике С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, н.и. Сонина (стр. 94 – 97). Выполни задания.

Задание №1. Перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян.

1. _____
2. _____
3. _____
4. _____
5. _____
  6. _____
7. _____
8. _____
9. _____
10. _____

 За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.

Задание №2. Составьте схему эволюции человека.

Примитивные насекомоядные млекопитающие.

За каждый правильный ответ – 2 балла, максимальное – 10 б.

Задание №3. Охаpaктеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющейся переходной формой к древнему человеку.

  • Название – 1 балл.
  • Эволюционный возраст – 1 балл.
  • Анатомическая хаpaктеристика – 2 балла.
  • Образ жизни – 2 балла.

Максимальное количество за У.Э.-2 = 26 баллов.

Работайте самостоятельно.
У.Э.-3 Цель. Изучить стадии эволюции человека.
I. Прочитайте текст в учебнике (стр. 97-100), заполните таблицу.

Стадии развития человека и их хаpaктеристика.

Стадии развития человека Эволюционный возраст Ископаемая форма Рост Череп Образ жизни
         

II. Оцените свою работу. Максимальное количество У.Э.-3 – 18 баллов.

III. Приступите к выполнению У.Э.-4.

Работайте тетради индивидуально, за правильный ответ – 1 балл.
У.Э.-4 Цель. Изучить современные этапы эволюции человека.
(Смотрите учебник стр.100-101.)

I. Выполните следующие задания, ответьте на вопросы:

  1. Приведите классификацию человеческих рас – 2 балла.
  2. Докажите справедливость утверждений: «Человечество едино» – 3 балла.
  3. Объясните с эволюционных позиций возникновение структурно-функциональных различий между представителями разных рас – 3 балла.
  4. Укажите особенности современного этапа эволюции человека – 3 балла.

II. Оцени свою работу.

III. Приступи к выполнению УЭ-5. Максимальное количество за УЭ-11 баллов.

Работайте в тетради индивидуально.
У.Э.-5 Подведение итогов урока. Проводится индивидуально.
I. Прочитайте цель урока.

II. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

 
III. Оцените свою работу по итоговому количеству баллов:

От 61-55 – оценка «5».

55-45 – оценка «4».

40-44 – оценка «3.

Ваша оценка.
IV. Домашнее задание.

Если вы получили оценку «5» – освобождаетесь от домашнего задания.

Испытали затруднения, допустили много ошибок – прочитайте в учебнике параграф 20, ответьте на вопросы.

Сдайте тетради на проверку в индивидуальном порядке.

Лист контроля.

У.Э.-1

1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – в.

У.Э.-2

Задание №1.

  1. Прямохождение.
  2. Мощно развита мускулатура нижних конечностей.
  3. Сводчатая стопа с сильно развитыми пальцами ног.
  4. Расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали.
  5. Очень большой мозг.
  6. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа.
  7. Бинокулярное зрение.
  8. Ограниченная подвижность.
  9. Плечевой сустав, допускающий движение с размахом почти до 180 градусов.
  10. Подвижная кисть руки.

Задание №2.

Схема эволюции человека.

Примитивные насекомоядные млекопитающие.

Задание №3.

Название – австралопитек.

Эволюционный возраст – 10-12 миллионов лет назад.

Анатомическая хаpaктеристика: масса – 20 – 25 кг; рост – 120 – 150 сантиметров, ходят на двух ногах при выправленном положении тела, руки были свободны. Масса мозга – 550 грамм.

Образ жизни: жили стадами, для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.

У.Э.-3

Стадии развития человека и его хаpaктеристика.

Стадия развития человека Эволюционный возраст Ископаемая форма Рост Череп Масса головного мозга Образ жизни
1. Древнейшие люди. 1 миллион лет назад. Питекантроп, синантроп, гeйдельбергский человек. 140 см. Мощные надбровные выступы, низкий покатый лоб. 800-1000 г. Охота, собирательство, использование огня.
2. Древние люди (неандертальцы). 200 тысяч лет назад. Неандертальцы. 155-158 см. Мощные надбровные валики, высокий лоб, более тонкие челюсти или скошенный лоб с низким затылком, крупными зубами. 1500 г. Охота, изготовление примитивных орудий труда, жили группами по 50-100 человек.
3. Современные люди. 30-40 тысяч лет назад. Кроманьонцы. До 180 см. Высокий лоб, сплошной надглазной валик отсутствовал, наличие подбородочного выступа. 1600 г. Владели речью, повышение абстpaктного мышления, рисование, жили общинами.

У.Э.-4

  1. Классификация человеческих рас:
    • а) негроидная;
      б) европеоидная;
      в) монголоидная.
  2. «Человечество едино», так как имеет общность происхождения, сходство строения, возможность бpaков между представителями разных рас с получением плодовитого потомства.
  3. Различия между представителями разных рас возникли в процессе эволюции в связи с приспособлением человеческих популяций к местным природным условиям.
  4. Современные этапы эволюции человека:
    • Социальный фактор.
    • Мутационный процесс как источник генетической информации.
    • Стабилизирующий отбор.



Комментарии:

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

09 10 2025 20:11:37

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

08 10 2025 17:26:56

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

07 10 2025 2:55:46

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

06 10 2025 9:49:53

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

05 10 2025 23:29:46

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

04 10 2025 12:12:18

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

03 10 2025 13:43:36

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

02 10 2025 18:11:34

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

01 10 2025 8:26:24

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

30 09 2025 1:54:29

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

29 09 2025 9:51:38

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

28 09 2025 13:48:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

27 09 2025 11:50:49

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

26 09 2025 21:53:39

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

25 09 2025 19:45:19

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

24 09 2025 4:40:39

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

23 09 2025 19:54:34

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

22 09 2025 11:57:51

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

21 09 2025 17:27:15

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

20 09 2025 6:35:33

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

19 09 2025 6:40:39

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

18 09 2025 3:59:32

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

17 09 2025 9:15:20

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"


    План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

      План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

16 09 2025 15:30:42

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

15 09 2025 1:56:30

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

14 09 2025 11:10:56

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

13 09 2025 20:32:46

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

12 09 2025 23:14:36

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

11 09 2025 14:29:29

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

10 09 2025 18:50:53

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

09 09 2025 3:42:54

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

08 09 2025 23:19:48

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

07 09 2025 15:58:37

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

06 09 2025 13:16:55

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

05 09 2025 20:57:57

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

04 09 2025 10:19:13

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

03 09 2025 17:15:44

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

02 09 2025 0:58:55

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

01 09 2025 22:25:47

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

31 08 2025 17:56:43

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

30 08 2025 9:49:24

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

29 08 2025 14:56:42

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

28 08 2025 13:45:25

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

27 08 2025 16:17:55

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

26 08 2025 10:47:30

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

25 08 2025 2:43:42

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

24 08 2025 1:33:57

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

23 08 2025 10:30:20

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

22 08 2025 16:47:56

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

21 08 2025 15:24:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::