Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Цели урока:

  • Сформировать знания о митозе, процессах происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма.

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, микроскопы, микропрепараты.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний.

Задание:

1) определить понятия по содержанию.

а) Элементарная единица строения и развития живых организмов. (Клетка)
б) Немембранные органоиды, состоящие из РНК и белка, осуществляющие биосинтез белка. (Рибосомы)
в) Двухмембранные энергетические органоиды эукариотической клетки. (Митохондрии)
г) Обязательная часть клетки, заключенная между цитоплазматической мембраной и ядром. (Цитоплазма)
д) Одномембранные органоиды клетки, содержащие ферменты, расщепляющие органические вещества. (Лизосомы)
е) Система синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки. (Эндоплазматическая сеть)
ж) Органоид, образованный центриолями и уплотненной цитоплазмой – центросферой. (Клеточный центр)
з) Двухмембранный органоид, в котором хранится наследственная информация о признаках и свойствах данной клетки. (Ядро)
и) Клетки, имеющие четко оформленное ядро. (Эукариотические)

2) Определить содержание понятий.

а) Размножение;
б) Бесполое размножение;
в) Половое размножение;
г) Зигота;
д) Гамета.

III. Изучение нового материала.

Обсуждение вопросов и определение цели урока.

Какой процесс лежит в основе роста организма?

В следствии чего происходит передача наследственной информации в клетках?

Проводится беседа, в ходе которой учащиеся приходят к выводу:

– в основе размножения и роста организмов лежит деление клетки,

– в основе передачи наследственной информации лежит процесс самоудвоения ДНК.

Определение способов деления клеток.

Амитоз, или прямое деление – способ деления ядра соматических клеток пополам путем перетяжки без образования хромосом. Если при амитозе не происходит деление цитоплазмы, то происходит возникновение двух и многоядерных клеток. Распределение ядерного материала оказывается случайным и неравномерным. Возникшие дочерние клетки наследственно неполноценны.

Мейоз – деление, характерное для фазы созревания половых клеток.

Митоз – непрямое деление клетки.

Определение понятия митоз по содержанию с использованием слайда № 1

Митоз – это способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке.

Клеточный цикл состоит из интерфазы и митоза.

Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями.

Задание: определить процессы, которые происходят во время интерфазы.

Во время интерфазы происходит:

а) рост клеток;
б) удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не изменяется;
в) синтез белков, входящих в состав хромосом;
г) синтез ферментов и энергетических веществ, необходимых для обеспечения процесса деления клетки.

Как происходит митотическое деление клетки?

Индивидуальная работа учащихся. Просмотр видеофрагмента “Деление клетки” (диск Кирилла и Мефодия).

Задание: определить процессы, происходящие в различные фазы митоза и заполнить таблицу.

(Подведение итогов работы в процессе беседы с использованием слайда №2)

Фазы митоза

Процессы, происходящие в клетке

Профаза

Хромосомы спирализуются, уплотняются, укорачиваются, укорачиваются.
Ядерная оболочка и ядрышко исчезают.
Формируется веретено деления.(в животных клетках)

Метафаза

Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.
Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом.

Анафаза

Центромеры делятся.
Хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы.
Дочерние хромосомы расходятся к полюсам экватора.

Телофаза

Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются.
Веретено деления разрушается.
Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток.
Происходит деление цитоплазмы клетки (цитокенез).

Обсуждение и самоанализ выполненного задания с использованием слайда №3

Решение биологической задачи на основе полученных знаний (Слайд №4)

На рисунке изображена схема митоза клетки с тремя парами хромосом. Определить сколько и каких хромосом получают дочерние клетки 1и 2 в результате митоза.

Обсуждение результатов работы (слайд№4).

IV. Закрепление:

1. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений.

Цель: Рассмотреть микропрепараты делящихся клеток и определить фазы митоза.

2. Компьютерное тренировочное тестирование с целью самооценки, выявления пробелов и их устранения.

Задание: на основе полученных знаний выполнить тренировочный тест по теме деление клетки (диск Кирилла и Мефодия уроки биологии 10-11 класс)

Тест выполняется с целью самооценки, выявления пробелов в знаниях и их устранения.

V. Итог урока.

Работа в группах.

Задание: определить биологическое значение митоза.

Обсуждение итогов работы (слайд №5)

Рефлексия и определение задач на следующее занятие.

Домашнее задание.

Этап урока

Задача урока

Предполагаемый результат

Деятелность учителя

Деятельность ученика

Средства

Необходимые материалы

В том числе электронные

I.Организация класса

II.Актуализация опорных знаний

Подготовить детей к восприятию новых знаний Создать эмоциональный настрой, систематизировать необходимые знания по теме клетка. Фронтальная беседа 1.Определение понятий по содержанию

2.Определение содержания понятий.

Индивидуальные карточки.  
III.Открытие новых знаний Сформировать знания о процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, роли в передаче наследственной информации Использование полученных знаний в решении биологических задач Организует индивидуальную и коллективную работу по выполнению заданий. Участие в обсуждении, поиск информации, выполнение предложенных заданий, анализ результатов, самооценка.   Диск “уроки биологии-10-11кл”

(Кирилла и Мефодия) Видеофрагмент

Презентация 1-4 слайдов

IV. Закрепление полученных знаний Применять полученные знания в практической деятельности Самооценка учащихся, выявление пробелов в знаниях и их устранение. Организует индивидуальную работу по выполнению практической работы и теста. 1. Практическая работа.

2.Компьютерное тренировочное тестирование.

Микроскопы, микропрепараты. Диск “уроки биологии-10-11кл”

(Кирилла и Мефодия) тест

V. Итог урока Рефлексия и обсуждение результатов работы на уроке. Создание оценки будущих действий через незнание учащихся Работа в группах по определению биологического значения митоза Диск “уроки биологии-10-11 кл”

(Кирилла и Мефодия)

Презентация Слайда 5.

Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

23 11 2020 2:55:44

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

22 11 2020 4:27:24

Единство пассивных и активных структур опорно-двигательной системы человека

Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опорно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют характер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

21 11 2020 12:58:29

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

20 11 2020 22:40:23

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

19 11 2020 22:26:45

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

" Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. " Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

18 11 2020 10:39:45

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

17 11 2020 13:45:29

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

16 11 2020 17:14:24

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

15 11 2020 11:37:20

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

14 11 2020 17:20:52

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к практике....

13 11 2020 6:54:56

Горные породы и их свойства

На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка практической работы по коллекции минералов....

12 11 2020 6:24:48

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

11 11 2020 22:14:28

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

10 11 2020 7:47:21

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

09 11 2020 16:21:41

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

08 11 2020 20:34:31

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

07 11 2020 11:37:20

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

« Познания и странствия неотделимы друг от друга». Эти слова К. Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

06 11 2020 18:34:57

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

05 11 2020 19:40:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

04 11 2020 16:55:17

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

03 11 2020 21:50:50

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием И К Т с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

02 11 2020 4:52:28

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии " Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

01 11 2020 15:58:29

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

31 10 2020 3:43:17

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

30 10 2020 14:28:10

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

29 10 2020 2:36:34

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в практической значимости законов наследственности....

28 10 2020 10:55:40

Пищеварение в ротовой полости и желудке

В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

27 10 2020 8:49:56

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

26 10 2020 20:33:25

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

Урок " Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их практическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

25 10 2020 4:48:35

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

24 10 2020 9:43:37

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

23 10 2020 1:31:12

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

22 10 2020 20:48:35

Внутреннее строение листьев

Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

21 10 2020 6:56:55

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

20 10 2020 19:53:36

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

19 10 2020 0:25:13

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

18 10 2020 8:14:17

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

17 10 2020 2:13:45

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

16 10 2020 5:21:29

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

15 10 2020 1:55:52

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В. В. Пасечника ( Раздел 4. « Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья....

14 10 2020 5:15:35

Урок по окружающему миру "Как нам жить"

Урок " Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

13 10 2020 7:20:16

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

В данной разработке представлен материал, характеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

12 10 2020 2:38:10

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

11 10 2020 11:27:12

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

10 10 2020 9:56:31

Экологическими тропами родного края

Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

09 10 2020 22:19:40

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

08 10 2020 7:30:59

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

07 10 2020 20:18:12

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

06 10 2020 14:23:45

Деление клетки. Митоз

На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

05 10 2020 9:46:46

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

04 10 2020 22:17:16

Опыление Биология

В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

03 10 2020 9:11:20

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

02 10 2020 9:10:18

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Членистоногие.Неизвестное об известном"

Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему « Тип Членистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Членистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в З У Н для последующей коррекции....

01 10 2020 9:31:33

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

30 09 2020 7:31:13

Урок-семинар по теме "Иммунитет"

Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас вырабатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

29 09 2020 4:43:36

Методы изучения природы. Практическая работа. 5-й класс (Практическая направленность уроков биологии)

Данный урок (практическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с У М К под редакцией А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

28 09 2020 1:22:53

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу « Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием Т С О. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

27 09 2020 0:12:49

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

26 09 2020 0:20:20

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

25 09 2020 4:15:56

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

24 09 2020 0:38:42

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

23 09 2020 8:55:12

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

На уроке биологии по теме " Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

22 09 2020 19:40:54

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

21 09 2020 22:32:24

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Данный урок стоит в разделе " Основы учения об эволюции" по учебнику " Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

20 09 2020 19:49:48

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию " Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

19 09 2020 10:39:51

Открытый урок по биологии на тему "Половое размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

18 09 2020 14:38:19

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

17 09 2020 2:34:42

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и практических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

16 09 2020 5:53:24

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме " Технология выполнения экологического проекта " Мой экодом"....

15 09 2020 13:27:59

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

14 09 2020 16:21:29

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

13 09 2020 21:41:38

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение ( СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

12 09 2020 2:38:27

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

11 09 2020 15:50:13

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

10 09 2020 2:12:56

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

09 09 2020 13:50:34

Развитие жизни в архейскую эру

Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

08 09 2020 11:21:57

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г. Менделя. ...

07 09 2020 2:54:51

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

06 09 2020 20:22:31

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

05 09 2020 23:34:19

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

04 09 2020 21:54:58

Урок "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

03 09 2020 11:34:16

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

02 09 2020 3:34:53

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

01 09 2020 20:37:42

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

31 08 2020 19:25:50

"Опорный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

Опорные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опорный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке Г И А. ...

30 08 2020 19:12:33

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи практически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический характер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

29 08 2020 1:15:32

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

28 08 2020 5:30:59

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

27 08 2020 22:23:28

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

26 08 2020 10:52:57

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

25 08 2020 6:25:39

Беседа «Ядовитые растения»

Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употребление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже смертельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

24 08 2020 16:46:58

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

23 08 2020 0:30:39

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интерактивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

22 08 2020 15:37:22

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

21 08 2020 15:36:37

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на практике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

20 08 2020 6:30:25

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

19 08 2020 15:12:25

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического месячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

18 08 2020 6:57:54

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н. И., Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение практической работы " Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

17 08 2020 4:57:34

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

16 08 2020 14:31:44

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

15 08 2020 3:21:28

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к Е Г Э применительно к упомянутой теме....

14 08 2020 14:53:56

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

13 08 2020 11:12:38

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

12 08 2020 6:45:32

Экологическая и потребительская грамотность

Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

11 08 2020 11:19:49

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

10 08 2020 16:53:44

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

09 08 2020 18:45:51

Строение и функции кожи. 8-й класс

Данный урок (2-й по теме " Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный практикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

08 08 2020 8:12:48

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на практике знания, полученные на уроках О Б Ж, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

07 08 2020 14:25:40

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

06 08 2020 14:12:28

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

05 08 2020 23:12:44

Интерактивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

Нетрадиционная форма урока с использованием методов интерактивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

04 08 2020 8:13:26

"Опорные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

Основная цель занятия — формирование представлений об опорных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: « Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

03 08 2020 15:28:31

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

02 08 2020 9:27:39

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

01 08 2020 2:13:34

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме « Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом « Круглые черви». Практически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

31 07 2020 19:12:45

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

30 07 2020 6:58:28

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

29 07 2020 1:40:52

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела « Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий Е Г Э. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

28 07 2020 13:16:52

Практикум по генетике

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их практической деятельности. Этот практикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в практикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить практические умения учащихся. ...

27 07 2020 6:38:12

Обобщающий урок по теме "Побег"

Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

26 07 2020 8:13:15

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными характеристиками и способствовать их внедрению в производство....

25 07 2020 3:44:33

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

24 07 2020 20:36:22

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

23 07 2020 22:13:21

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

22 07 2020 13:10:25

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-практикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

21 07 2020 22:24:50

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

20 07 2020 21:34:27

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

19 07 2020 9:16:41

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

18 07 2020 17:49:18

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую практическую значимость. ...

17 07 2020 6:10:38

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

16 07 2020 20:23:42

Урок-исследование «Скелет человека»

Урок-исследование устанавливает особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

15 07 2020 22:16:39

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

14 07 2020 10:16:53

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

13 07 2020 2:27:56

Классный час "За и против легализации наркотиков"

Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

12 07 2020 1:48:55

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

11 07 2020 22:33:21

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В. В. Пасечник. Авторы учебника В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 « Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

10 07 2020 1:51:11

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе « Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

09 07 2020 8:45:27

Видоизмененные листья. Листопад.

Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

08 07 2020 18:16:44

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

Урок по теме " Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

07 07 2020 4:30:53

Кровообращение (9-й класс)

На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность транспортной системы. ...

06 07 2020 8:51:45

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

05 07 2020 4:22:38

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой « Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

04 07 2020 21:55:33

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение И К Т помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению « Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

03 07 2020 20:39:56

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

02 07 2020 1:25:39

Викторина по биологии на тему "Живая природа"

Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и практические задания по темам: " Семя", " Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

01 07 2020 2:42:16

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

30 06 2020 3:41:51

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных У У Д у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

29 06 2020 1:13:29

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

28 06 2020 13:16:17

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....

27 06 2020 23:48:53

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)